А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Проза Б Окуджавы - сочинение


Проза Б. Окуджавы тяготеет к традиции европейского интеллектуального романа XX в. (Л. Фейхтвангер, Т. Манн, Д. Мережковский, М. Алданов), в основе которого лежит принцип параболы. Далеко не случаен и выбор эпохи, из которой черпает Б. Окуджава сюжеты для своих произведений. Его внимание привлекает нравственно-психологическая атмосфера русского общества первой половины XIX в.

Для Б.Окуджавы, как свидетельствует содержание его романов, декабризм - высшее проявление общественного самосознания эпохи. В "Бедном Авросимове" повествование строится вокруг следствия по делу Пестеля, в "Путешествии дилетантов" герой и автор неоднократно мысленно возвращаются к судьбе декабристов, в "Свидании с Бонапартом" речь идет о том, как Отечественная война 1812 г. формирует героев 14 декабря, а события на Сенатской площади определяют трагический итог жизни центрального персонажа - Тимоши Игнатьева.

Однако тот нравственный комплекс, носителями которого были "первенцы свободы", исследуется художником не столько в вершинных моментах - на уровне сознания вождей движения, сколько в его глубинном течении - в воздействии на современников, рядовых, "незаинтересованных", частных свидетелей времени.

Входя в эпоху в ее главных измерениях: Отечественная война 1812г. ("Свидание с Бонапартом"), восстание декабристов ("Бедный Авросимов"), николаевская реакция 1830-1850-х гг. ("Путешествие дилетантов"), Б.Окуджава идет не по центру событий, а по периферии. Избранный им угол зрения (эпоха глазами рядового человека) и характер поставленных проблем: "маленький" человек в водовороте истории ("Бедный Авросимов", "Свидание с Бонапартом"), частный человек и государство ("Путешествие дилетантов") - дают неожиданные свидетельства о времени, не всегда совпадающие с тем его обликом, что существует в сознании читателя. При этом постижение прошлого - не самоцель для писателя. На материале "века минувшего" автором ставятся вечные проблемы человеческого бытия, в котором неизменно соседствуют, противоборствуют и примиряются личное начало и бури истории.

Сама история мыслится писателем не только в сфере социально-политической борьбы, но и шире - как история духа. Художника интересуют моменты духовного пробуждения, равно значимые в судьбе отдельного человека и общества в целом. Тема "глотка свободы", вынесенная в название первого романа, объединяет на уровне лирического подтекста все произведения автора.

Исторические события в романах Б. Окуджавы берутся в необычном ракурсе - воздействия на судьбу рядового, частного человека. В каждом из романов писатель находит свои художественные решения, зависящие от характера героя и степени его участия в исторических событиях. Все произведения объединяет встреча вымышленных персонажей с историческими. В "Бедном Авросимове" это пересечение путей Авросимова и Пестеля, в
"Путешествии дилетантов" - конфликт Мятлева с Николаем I, в третьем романе - вынесенное в название "свидание с Бонапартом" Н. Опочинина, Тимоши Игнатьева, В. Волковой, Ф. Мендера, Л. Бигар и других. Хотя в "Свидании с Бонапартом" реальной встречи героев с Наполеоном не происходит, художественную структуру романа определяет именно этот мотив. Идеи Свободы - Равенства - Братства, выдвинутые французской революцией и овладевшие умами лучших людей России первой половины XIX в., возникают в романе в восприятии вымышленных персонажей, являющихся рядовыми участниками событий. Подобный подход к воплощению идей времени позволяет автору вести разговор в двух планах: конкретно-историческом и нравственно-философском.




 
Роман представляет собой своеобразный "диспут", в ходе которого писателем акцентируются те аспекты общественных проблем, которые приобрели в современном мире особую актуальность. Сталкивая взгляды героев на рабство крестьян, на причины побед русского оружия, на сущность патриотизма, Б.Окуджава заостряет мысль о недостижимости равенства и справедливости путем насилия, о недопустимости войн между народами. Благодаря совмещению различных точек зрения на одну и ту же проблему писатель достигает полифонического звучания произведения, требуя от читателя активного участия в предложенном "диспуте": анализа, сопоставления, самостоятельности суждений. В процессе чтения "здание" произведения "достраивается" каждым обратившимся к тексту человеком. Принципиально важно, что писатель рассчитывает на подобное расширение рамок изображаемого, программирует его в тексте. Другой формой придания эпичности лирическому повествованию является своеобразное литературное цитирование. В романе "Свидание с Бонапартом" диалог с читателем ведется, в частности, через систему отсылок к образам и картинам "Войны и мира" Л. Толстого. Импульсы, посылаемые автором читателю, обнажают скрытый план повествования, однако близкие по своему характеру эпизоды, будучи включенными в несходные художественные структуры, имеют в романах "Свидание с Бонапартом" и "Война и мир" разное звучание. Обращаясь к "Войне и миру" как важнейшему историческому источнику, Б. Окуджава стремится воплотить свое видение эпохи, изображаемой Л. Толстым, поделиться с читателем своими взглядами на взаимоотношения человека и общества. В "Путешествии дилетантов" одна из главных - тема беззащитности человека перед лицом тоталитарного государства, предстающего в образе безупречно отлаженной машины преследования и подавления. Авторское "я" в этом романе противостоит узости сословных предрассудков, инстинктам толпы, обезличивающей силе государства. Не случайно героем романа является частное лицо. Человеческая личность оценивается Б. Окуджавой как самодостаточная. Его концепция противостоит концепции человека-винтика - придатка государственной машины. На первый план в повествовании выдвигаются коллизии не эпической прозы, а романтической поэзии. Видимо, поэтому столь органично входят в "Путешествие дилетантов" мотивы лирических стихотворений и песен автора. Поиски гармонии человека с миром ведутся поэтом, обратившимся к прозе, в той же сфере, что и в его стихотворных произведениях. Это стихия человеческих эмоций - любви, дружбы, надежды, веры, сострадания, милосердия, чувства полноты бытия и родства людей с природой. В романе тема путешествия - "бегства", "воспарения" влюбленных героев Мятлева и Лавинии - осмысливается как странствие человека по дорогам жизни, где его ожидают и обретения, и утраты. Благодаря включению в контекст романа цитат из стихотворений автора отношения Лавинии и Мятлева становятся символом вечной неуспокоенности, неустроенности любящих, их верности своему чувству. Проекция на лирические тексты ("Песенка о дальней дороге", "Все влюбленные склонны к побегу...", "Стихи без названия", "Ты - мальчик мой..." и др.) позволяет усилить общечеловеческое звучание романных перипетий, максимально приблизить героев к современному читателю. Лирическая циклизация романов Б. Окуджавы происходит не только на сюжетном, но и на метафорическом уровне. Вынесенная в название одного из романов тема "путешествие дилетантов" объединяет все его произведения в единое "поэтическое" повествование о судьбе человека в потоке истории.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Проза Б Окуджавы. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Окуджава > Проза Б Окуджавы
Булат Окуджава

Булат  Окуджава


Сочинение на тему Проза Б Окуджавы, Окуджава