А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Образ "жестокого мира" в драматургии А Н Островского (по пьесе "Гроза" или "Бесприданница") (вариант 3) - сочинение


Великий русский драматург, положивший начало новому этапу в истории русского театра, родился и долгое время жил в Замоскворечье - старинном чиновничьем и купеческом районе Москвы. В это время в России происходит постепенное стирание границ между миром дворянства и миром купечества - мало связанных и не понятных друг для друга до этого исторического момента. Традиционные роли купца и дворянина начинают меняться: дворянство беднеет, забывает о благородстве и стремится к улучшению материального благополу чия, тогда как состоятельное купечество, стремясь походить на дворянство, перенимает не благородство и образованность, а лишь внешние стороны господского быта. И те и другие, претерпевая изменения, становятся "хищниками". Именно такую Россию и запечатлевает Островский в своих пьесах: новые "хищники" становятся героями, воплотившими в себе "жестокий мир" произведений драматурга. В этом сочинении мы обратимся к рассмотрению "жестокого мира" одной из самых ярких и трагических пьес А.Н. Островского - "Бесприданница".

Пьеса "Бесприданница" - об обреченности богато одаренной, талантливой и артистичной девушки, ставшей объектом торга для остальных героев в разворачивающихся событиях. Какова Лариса и почему вызывает именно такое к себе отношение? Каковы же те люди, олицетворяющие "жестокий мир" у Островского, - так в ней заинтересованные - люди, интерес которых приводит к гибели героини? Лариса становится невестой бедного чиновника Карандышева, который глубоко и искренне в нее влюблен. Но, внимательно читая пьесу, мы обнаруживаем, что его чувство отнюдь не бескорыстно, хотя, в отличие от других героев, он предлагает Ларисе руку и, как утверждает, сердце. Да, Карандышев влюблен в Ларису, но через брак с известной в городе красавицей он прежде всего стремится стать "своим" в здешнем высшем обществе, улучшить собственное социальное положение, повысить свой статус. Лариса просит жениха уехать с ней в деревню, предварительно поскорее обвенчавшись, боясь того, что вновь вспыхнувшее чувство к Паратову возобладает над ее желаниями, но Карандышев отказывается. Почему? Потому что, выполнив ее просьбу и уехав в деревню, тщеславный чиновник не сможет покрасоваться перед всеми тем, что первая красавица выбрала именно его, потешить собственное самолюбие, устроив пышную свадьбу. Карандышева в действительности не интересуют страхи и печали Ларисы - он просто не слышит ее за муками собственного уязвленного самолюбия. Так, именно решение Карандышева устроить пышный обед предрешает развязку драмы. В недавнем прошлом Лариса пережила страстное увлечение к Паратову - "блестящему барину и судовладельцу", который настойчиво ухаживал, "женихов всех распугал" и внезапно уехал из города, так и не сделав предложения. И вот он возвращается. Паратова считают широкой натурой, бесстрашным человеком. Лариса восторженно рассказывает Карандышеву о том, как Паратов стрелял в монету, которую она держала, на что Карандышев замечает: "Сердца нет, оттого он так и смел". Резонно ли его замечание? Как оказывается, оно совершенно справедливо. Паратов уже собирается жениться на богатой наследнице, чтобы поправить свое материальное положение (Лариса же об этом не догадывается).
Он приезжает в город и возобновляет отношения с Ларисой, вызывая у нее смятение и снова пробуждая чувство к себе. Но причина такого поведения Паратова - отнюдь не симпатия и любовь к Ларисе: его свободе скоро придет конец, и он хочет с шиком провести последние дни своей холостяцкой свободы.




 
Паратов едет с Ларисой на "Ласточку", компрометируя девушку и подавая безосновательные надежды, которые потом жестоко разрушает. Паратова очень ясно характеризуют его же слова: "Что такое "жалость", этого я не знаю. У меня... ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно". Карандышевский обед с претензией на рос кошь - не что иное, как пародия на стиль и образ жизни самого Паратова. Вопрос оказывается лишь в сумме, которую каждый из них может потратить. Паратов приятно проводит время с Ларисой, которая вызывает у него мимолетные нежные чувства-особенно когда поет романс-но он и не задумывается о ней по-настоящему. Лариса - лишь "компонент " его приятной жизни. В пьесе представлены еще два колоритных персонажа: богатый купец "новой формации" Кнуров, почтенный отец семейства, и молодой, но также состоятельный купец Вожеватов. Лариса нравится Кнурову, и он откровенно сообщает о своих намерениях: сделать ее своей содержанкой и обеспечить соответствующей "брильянту" "оправой". Кнуров соглашается со словами Вожеватова о том, что "недурно с такой барышней на выставку в Париж прокатиться" и, таким образом, также принимает участие в торге претендентов на внимание и благосклонность Ларисы. Вожеватов - старинный друг детства Ларисы, и вроде бы должен относиться к ней с сочувствием и пониманием, но и он также равнодушен к ее бедам и, будучи человеком расчетливым, не собирается жениться на бесприданнице. После ночного пикника на Волге, когда Паратов откровенно сообщает Ларисе, что не собирается на ней жениться и не женится никогда, поскольку уже обручен, Кнуров и Вожеватов разыгрывают судьбу Ларисы, бросая монету, чтобы решить, кто же будет делать свое "лестное" предложение. Это разыгрывание на монете - также одно из проявлений деловой и практической натуры обоих купцов, но при этом натуры холодной и безразличной к человеку. Выигрывает Кнуров и предлагает Ларисе стать содержанкой. И лишь смерть от руки доведенного до потери рассудка пренебрежением невесты Карандышева спасает Ларису от такой участи: ведь она уже посылает за Кнуровым, чтобы ответить согласием на его предложение. Очень легко обвинить героиню в пустоте, корысти, отсутствии нравственности и духовной чистоты. Но окружающие ее люди оказываются слишком деловыми, полностью при надлежащими миру денег, миру купли-продажи. Деловые качества вытесняют в них все человеческое, способность увидеть, почувствовать горе другого человека, проявить участие и сострадание. Их каждый поступок мотивируется прежде всего соображениями выгоды или же отсутствия таковой, отношения с другими людьми становятся лишь последовательностью сделок-и они все стремятся к тому, чтобы эти сделки были прибыльными. Купцы образованны, носят европейское платье и действительно влюблены в Ларису. Но при всем этом именно они составляют "жестокий мир" пьесы, обрекая Ларису на гибель.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Образ "жестокого мира" в драматургии А Н Островского (по пьесе "Гроза" или "Бесприданница") (вариант 3). Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Островский > Образ "жестокого мира" в драматургии А Н Островского (по пьесе "Гроза" или "Бесприданница") (вариант 3)
Александр Островский

 Александр  Островский


Сочинение на тему Образ "жестокого мира" в драматургии А Н Островского (по пьесе "Гроза" или "Бесприданница") (вариант 3), Островский