А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Художественные функции пейзажа в пьесах Островского «Гроза» и Чехова «Вишневый сад» - сочинение

Пьесы Островского и Чехова различны по проблематике и настроению, и по содержанию, но художественные функции пейзажа в обеих пьесах схожи. Та нагрузка, которую несет пейзаж, отражена и в названиях пьес. Пейзаж у Островского и Чехова является не только фоном, природа становится действующим лицом, а у Чехова вишневый сад является одним из главных персонажей.

В обеих пьесах пейзаж удивительно красив, хотя трудно сравнивать захватывающие волжские виды, открывающиеся с того места, где расположен город Калинов, с маленьким, по сравнению с великой русской рекой, вишневым садом. Огромный, колоритный волжский пейзаж подавляет своей красотой, суровой и могучей. На его фоне человек кажется ничтожно малым я все его страсти — бурей в стакане воды. Вишневый сад — это укромный, спокойный уголок, дорогой сердцу каждого, кто здесь вырос и живет. Он красив той тихой, милой, уютной красотой, что так притягивает человека к родному дому. Красота природы всегда оказывала влияние на души и сердца людей, если, конечно, в них еще жива душа и не очерствело сердце. Так Кулигин, очень мягкий, слабый, но добрый и чуткий человек, всю жизнь не мог наглядеться на красоту Волги-матушки. Катерина, эта чистая и светлая душа, выросла на берегу Волги и полюбила всем сердцем реку, которая была ее другом, защитником. Отношение к природе являлось у Островского одним из критериев оценки человечности. Дикой, Кабаниха и другие послушные подданные темного царства, равнодушны к красоте природы, в глубине души боятся ее. Так, для Дикого гроза — это кара божия за грехи. Герои «Вишневого сада» — Раневская, Гаев — и все, чья жизнь была связана с ними, любят его: нежная, тонкая красота цветущих вишневых деревьев оставила неизгладимый след, в их душах. Все действие пьесы проходит на фоне этого сада. Он все время незримо присутствует на сцене: о его судьбе говорят, его пытаются спасти, о нем спорят, философствуют, мечтают, его вспоминают.

У Островского пейзаж также дополняет действие. Так, объяснение Катерины с Борисом происходит на фоне прекрасной летней ночи, Катерина кается во время грозы в полуразрушенной церкви, где из всех фресок уцелела лишь картина ада.


 
Для Раневской и Гаева вишневый сад — родовое гнездо, малая родина, где прошли их детство и юность, где родились и угасли их лучшие мечты и надежды, вишневый сад стал частью их самих. Продажа вишневого сада символизирует конец их бесцельно прожитой жизни, от которой остались одни горькие воспоминания. Аня тоже выросла в вишневом саду, но она еще очень молода, полна жизненных сил и энергии, поэтому она покидает вишневый сад с легкостью, с радостью, для нее это освобождение, шаг в новую жизнь. Она стремится навстречу новым жизненным испытаниям, мечтая посадить новый сад, лучше прежнего. Но в старом саду, в заколоченном доме, остался умирать забытый старый Фирс. Вишневый сад не отпускает никого просто так, как не дает покоя человеку его прошлое. Вишневый сад — это символ жизни, ее прошлого, настоящего и будущего. Он бессмертен, как бессмертна сама жизнь. В момент покаяния Катерины разразилась гроза, пошел дождь, очищающий все грехи. Но люди не столь милосердны, как природа: «темное царство» затравило героиню, которая осмелилась преступить его законы. Волга помогла Катерине уйти от невыносимой жизни среди людей, прекратила муки и страдания. Дала покой. Смерть в Волге стала выходом из того тупика, куда загнали Катерину человеческая черствость и жестокость. Пейзаж в пьесах Островского и Чехова подчеркивает, кроле всего прочего, несовершенство, мелочность человеческих отношений перед лицом равнодушной и прекрасной природы.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Художественные функции пейзажа в пьесах Островского «Гроза» и Чехова «Вишневый сад». Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Островский > Художественные функции пейзажа в пьесах Островского «Гроза» и Чехова «Вишневый сад»
Александр Островский

 Александр  Островский


Сочинение на тему Художественные функции пейзажа в пьесах Островского «Гроза» и Чехова «Вишневый сад», Островский