А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Автор и герой в романе «Отцы и дети» - сочинение

Больше художник, чем философ, И. С. Тургенев создал сложный и многоплановый роман, который уже почти полтора столетия будоражит умы читателей и критиков. Кажется, нет такой детали, фразы, мысли, которую не обсудили несколько раз, не рассмотрели под разными углами зрения. Что же так привлекает внимание к роману «Отцы и дети»? Личность Базарова.

Образ нового человека, трудового интеллигента, занятого практической деятельностью, приверженца новых воззрений, Евгения Базарова получился сложным, противоречивым и, безусловно, интересным. В своем произведении автор ставил задачу показать представителя нового поколения максимально объективно, оценивая сильные и слабые его стороны.
Главное лицо романа Евгений — молодой человек, ничего не принимающий на веру и отрицающий любые принципы, натура, которая «ко всему относится с критической точки зрения», «не склоняется ни перед какими авторитетами», имеет свои собственные убеждения, а не перенимает чужие. Несомненно, это качество делает Базарова личностью незаурядной, с ярко выраженной индивидуальностью. Кроме того, Евгений — один из немногих, не приемлющих пустых разговоров, а стремящихся «действовать в силу того, что полезно». Свою точку зрения и нигилистические взгляды на вещи он высказывает в спорах с Павлом Петровичем Кирсановым, дядей своего друга. Это главный оппонент Базарова, наделенный таким же «бойцовским» темпераментом, как и сам Евгений. Кирсанов решается противостоять этому молодому нигилисту, потому что его принципы, в отличие от базаровских, которые «висят в воздухе» и питаются исключительно энергией их автора, врастают в века. Эти духовные ценности, исторические корни, уклад Павел Петрович воспринял еще в детстве. В своих спорах с Базаровым П. П. Кирсанов отстаивает свое прошлое, свою жизнь, которую он не мыслит другой.

 Евгений же предстает как рационалист, материалист. И хотя Тургенев признает, что в материализме есть ценное начало, он наделяет своего героя вульгарно-материалистическими, то есть самыми крайними взглядами. На протяжении всего романа автор раскрывает слабые стороны этой позиции. Евгений не видит различия между животным и человеком, для него человек — это «та же лягушка». Он старается объяснить все с точки зрения физиологии, не принимая во внимание ни психологию, ни умственные способности, игнорируя духовную жизнь человека. Все истинно человеческие проявления, весь мир чувств і воспринимается Базаровым лишь как слабость. Он категоричен в отношении искусства, ставит под  сомнение саму возможность влияния природы на душевное состояние человека. Поэзия принимается им как вещь абсолютно бесполезная. «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта» —  говорит он. Отсюда и его отношение ко всем явпениям жизни: он все меряет и оценивает с точки зрения пользы и полезности. Точно так же оценивается им и природа. «Природа не храм, а мастерская», — заявляет он. Евгений не принимает природу как создание Господа, как нечто непостижимое  и неразгаданное. Он говорит о ней как о мастерской, где хозяин — человек, где все управляется волей его разума.

Эта позиция в корне чужда писателю, и сухие рассуждения Базарова автор дает в контрасте с поэтическим описанием природы, как бы споря с ним. Сам Иван Сергеевич двойственно относится к своему  герою. С одной стороны, он оправдывает Евгения и признает его достоинства как личности: целеустремленность, обширные знания и острый ум, трудолюбие и независимость, чувство собственного достоинства. Но, будучи сам дворянином и либералом, мог ли Тургенев поддерживать своего героя в его крайне резких философских и.социально-политических убеждениях? Мог ли художник, тонко чувствующий поэзию и красоту природы, согласиться с Базаровым в том, что «природа не храм, а мастерская, а человек в ней работник», или в том, что «Рафаэль гроша медного не стоит»? Опровергая взгляды своего героя, автор прибегает к излюбленному приему— «испытанию любовью», и показывает, как герой склоняет голову перед всесильным чувством. После встречи с Одинцовой начинается проверка взглядов Евгения. Намечается конфликт в его душе. Чувство, которое он испытывает впервые, сталкивается с его мировоззрением и убеждениями, которые уже стали частью его самого. В начале романа Базаров смеется над чувствами Павла Петровича, полагая, что «это все романтизм, чепуха, гниль, художество». Трактуя любовь только как физиологические отношения, он и Анну Сергеевну оценивает столь же цинично: «Этакое богатое тело Хоть сейчас в анатомический театр». Для него стало открытием увидеть в женщине личность, с которой интересно общаться. Он уважает ее за силу характера, независимость, стойкость в жизненных испытаниях, выпавших на ее долю. И чувство любви, не испытанное им прежде, ставит его в тупик: понимая, что с Анной «не добьешься толку», а стало быть, надо отойти, он чувствует, что «отвернуться» от нее он не может, не имеет сил. Его признание Одинцовой в любви — это крах его нигилистических взглядов, осознание героем своего поражения. Уехав от Анны Сергеевны, Базаров уже не чувствует былой уверенности в себе, в правильности своих взглядов на вещи. Он начинает размышлять о своем месте в жизни, не удовлетворяясь тем, что «часть времени, которую мне удастся прожить, так ничтожна перед вечностью, где меня не было и не будет». Неверие в свое жизненное назначение, раздражение, скука усугубляют душевное состояние героя.



 
Оказывается, Евгений не такая цельная натура, как могло показаться вначале. До встречи с Одинцовой ему не было равных, никто не мог ни повлиять на него, ни как-то переубедить. Он и сам знал и чувствовал это. Жил, подчиняясь лишь своей воле, своим желаниям. Но, пройдя «испытание любовью», он не ощущает себя, как прежде, титаном и хозяином в мастерской природы, а, напротив, сравнивает себя с песчинкой в огромном мире. Трагическое противоречие в душе Базарова разрешается единственно возможным в трагедии способом— смертью героя. Есть какая-то мрачная ирония в том, что человек, верящий только в естественные науки и медицину, умирает от пореза при вскрытии трупа. Перед смертью в душе Базарова происходит некое примирение. Он смягчается, открывается для любви, становится более терпимым по отношению к родителям, просит отца поберечь мать— скрыть от нее всю тяжесть его положения. Предчувствуя свою кончину, он задумывается о религии. Евгений говорит отцу: «Вы оба с матерью должны теперь воспользоваться тем, что в вас религия сильна; вот вам случай поставить ее на пробу». Сам он, потеряв силы, не может обратиться, слишком долго он был далек от Бога. Подсознательно, однако, он смиряется, и даже речь его меняется. «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погас- нет», — восклицает он настолько поэтично, что кажется, что это не он в начале романа говорил Аркадию: «Сделай милость, не говори красиво!» Итак, трагическое душевное противоречие заканчивается неким примирением. Тургенев опровергает воззрения своего героя,. противопоставляя его взглядам не какую-то верную теорию, а весь ход вещей, законы, по которым существуют природа и человек. Евгений считал, что «сначала надо место расчистить», а строить будет кто-нибудь другой на этом пустыре. Утопичность этой идеи доказывает его.смерть. Нельзя сломать несовершенное общество, не представляя себе, что же именно надо построить. Писатель как бы прощается с Евгением, потому что его время еще не пришло. Его позиции были еще не устойчивы, да и время не подготовило почвы, где благодатно могли бы развиться стремления к новой жизни. Все в обществе развивается постепенно, естественно. Как говорит о Базарове сам автор, «мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная — и все-таки обреченная на погибель — потому, что она все-таки стоит еще в преддверии будущего».





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Автор и герой в романе «Отцы и дети». Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Отцы и дети > Автор и герой в романе «Отцы и дети»
Отцы и дети

Отцы и дети


Сочинение на тему Автор и герой в романе «Отцы и дети», Отцы и дети