А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Базаров и Аркадий в романе И С Тургенева «Отцы и дети» (вариант 1) - сочинение

В эпоху дореформенной России литература и жизнь до такой степени сближаются друг с другом, что сплошь да рядом при анализе того или другого общественного явления нельзя отличить, где кончается литературный генезис его и где начинается непосредственное действие общественных сил. И наоборот — при изучении того или другого факта литературной истории не знаешь, где кончается общественное воздействие и где начинается сфера чисто литературного творчества. Можно насчитать целый ряд произведений, отражающих не просто интересы «времени», а прямо интересы того или другого года. Чтобы понять, например, общий тон вышедшего в 1860 г. тургеневского «Накануне », нужно быть хорошо знакомым с тем радостно-выжидательным настроением, которое охватило русское общество под влиянием реформационных стремлений нового царствования. Но для оценки «Отцов и детей», которых отделяет от «Накануне» всего два-три года, уже этого недостаточно. За ничтожный промежуток двух лет успело выясниться новое общественное течение, без подробного знакомства с которым мы будем бессильны понять смысл романа. Через пять лет после «Отцов и детей» появляется «Дым», и опять нужны новые сведения об изменениях общественнополитической атмосферы, имевших место в течение этих пяти лет. Наконец, для понимания «Нови» требуются уже совсем новые сведения о явлениях, зачатки которых не идут дальше начала семидесятых годов.

Мы нарочно взяли для иллюстрации нашей мысли Тургенева, писателя, высокая художественность которого составляет предмет восторженного удивления. И именно этот-то тонкий художник вместе с тем представляет собой образец самого тесного взаимодействия литературы и общественной жизни, именно он тонко и чутко «ловил», говоря термином русской критики, «момент». Известно, что автор и герой произведения, как бы близки они ни были по взглядам, биографии, характерам, никогда не бывают идентичны: художественный образ создается с помощью вымысла и носит по отношению к действительности обобщающий характер. Тем более сказанное относится к героям, далеким от автора, вызывающим его сложное, а то и отрицательное отношение к себе.

Судить об отношении автора к герою следует по всей художественной системе произведения: герой среди других героев, его внешность, биография, поступки, мысли, чувства, прямые высказывания автора о нем. Возьмем главного героя романа «Отцы и дети» Базарова. «Хотел ли я обругать Базарова — или его превознести? — писал Тургенев. — Я этого сам не знаю, ибо я не знаю, люблю ли я его или ненавижу!» И в другом месте: «Точно и сильно воспроизвести истину, реальность жизни — есть величайшее счастие для литератора, даже если эта истина не совпадает с его собственными симпатиями». Наконец: «Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная и все-таки обреченная на гибель, потому что она все-таки стоит в преддверии будущего».





 
Исходя из этих положений, обращаемся к тому, как нарисован герой романа: его портрет; споры и отношения с Павлом Петровичем; разговоры и споры с Аркадием (высказывания об искусстве, природе, любви); отношение к народу; отношения с родителями и Одинцовой; болезнь и смерть; авторский реквием Базарову в конце романа. Обратим внимание на то, что на последних страницах романа писатель с иронией говорит о братьях Кирсановых, и об Аркадии, и об Одинцовой, и о лакее Петре, «окоченевшем от глупости»; с сарказмом — о Ситникове и Кукшиной. Но поднимается до лирического пафоса, когда речь заходит о Базарове, о его могиле. Тургенев не разделял многих взглядов Базарова, но признавал его силу и самобытность. Тургенев показывал в «Отцах и детях» появление в русском обществе новых людей, в которых он многое ценил, но многое и отвергал. Для Тургенева была характерна особенная проницательность: изучая русскую жизнь, он нередко успевал заметить зарождение новых социально-психологических типов. Он стремился к типизации новых явлений, когда новые признаки только наметились. Нередко возникала парадоксальная ситуация: в образах тургеневских персонажей читатели открывали для себя новые типы. Действие романа «Отцы и дети» развертывается летом 1859 года — в самый канун реформы, когда социально-политические противоречия достигли высокого накала и когда происходило резкое идейное размежевание литературно-общественных групп. На одном полюсе у Тургенева оказались «отцы» как олицетворении мира старого, тяготеющего к социальной несправедливости, удобно сжившегося с бесправием народа, воспитанного на образцах дворянской культуры, — это старшие Кирсановы и родители Евгения Базарова, провинциальное дворянство и даже некоторые из слуг, сжившихся с барским бытом. На другом полюсе — представители мира нового, который только складывается в процессе отрицания старых порядков — это прежде всего Евгений Базаров, а также Аркадий Кирсанов, Ситников, Кукшина, которые, однако, и не собирались всерьез пойти за Базаровым по пути крушения старого мира. В конце концов он остался одинок. Его неожиданная смерть ускорила развязку романа. Тургенев представлял себе Базарова героем трагическим, а нарождение этого социально-психологического типа преждевременным и чуть ли не закономерным. Он нередко говорит от лица многих: «Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным...»; «В теперешнее время полезнее всего отрицание — мы отрицаем...»; «Мы ничего не проповедуем; это не в наших привычках...»; «Нас не так мало, как вы полагаете» и так далее. Но посмотрим, что реально соответствует этому «мы». Аркадий Кирсанов внутренне далек от Базарова с самого начала. Даже самое главное слово романа — «нигилист» — они воспринимают и понимают по-разному. Для Аркадия это всего лишь человек, «который ко всему относится с критической точки зрения». Странным кажется то, что Аркадий и Базаров вообще когда-то подружились. Вот Аркадий рассказывает другу историю личной жизни Павла Петровича. Какая-то непостижимая сила влекла Павла Петровича к графине Р., к ее загадочному взгляду, неповторимой красоте. Каприз его сердца избрал именно эту женщину. Рассказ Аркадия был рассчитан на то, чтобы вызвать сочувствие или хотя бы участие Базарова, но имел противоположное следствие. Реакция на повесть о трагической любви дяди Аркадия выразилась в суждениях Базарова о любви и смысле жизни: («... человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви...»), о воспитании, воле, о влиянии человека на время. Конечно, в повседневной жизни молодые люди, подобные Аркадию, вызывают больше симпатий: они деликатнее, нежнее, поэтичнее, терпимее, наконец. С человеком, который привык выражаться столь категорично, как Базаров, порой бывает действительно страшно. Аркадий женится и будет счастлив, однако трудно вообразить счастливую совместную жизнь Базарова с Одинцовой, если бы она ответила на его влюбленность. Конечно, личные качества Аркадия далеки от необходимых для революционера качеств. Когда спор заходит о природе, Аркадий не выдерживает и впервые выступает против Базарова. Именно в ответ на его вопрос: «И природа пустяки?» — Базаров отвечает своим знаменитым: «И природа пустяки в том значении, в каком ты ее понимаешь. Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». В конце романа приятели расходятся открыто и навсегда. Одиночество Базарова оставляло его вне круга живых. Ему недолго оставалось жить в ту эпоху. Это была не его жизнь, он не пустил в ней никаких корней. Смерть Базарова — романное событие. В истории России Базаровых становилось все больше, они сплотились, чтобы через полвека разрушить старый мир «до основанья».





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Базаров и Аркадий в романе И С Тургенева «Отцы и дети» (вариант 1). Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Отцы и дети > Базаров и Аркадий в романе И С Тургенева «Отцы и дети» (вариант 1)
Отцы и дети

Отцы и дети


Сочинение на тему Базаров и Аркадий в романе И С Тургенева «Отцы и дети» (вариант 1), Отцы и дети