А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Базаров и Аркадий в романе И С Тургенева «Отцы и дети» (вариант 2) - сочинение



В названии своего романа Иван Сергеевич Тургенев обозначил основную оппозицию, которая станет центральной темой всего произведения это конфликт поколений «отцов» и «детей», вечный, неразрешимый конфликт. Не касаясь сути, скажем, что каждое последующее поколение стремится начать жизнь заново, правильнее, мудрее, нежели это делали их предшественники. Но приходят новые поколения, и вот уже они с надменностью смотрят на завоевания «отцов», противопоставляя собственные знания о мире привычному опыту старших... Но так ли отлично поколение «детей» от поколения «отцов»? Так ли единодушны они в стремлении свергнуть все старое и построить новое? Так ли сильны в своем намерении жить по-новому и, несомненно, лучше? В романе мы встречаемся с двумя главными представителями нового поколения — Евгением Базаровым и Аркадием Кирсановым. Но эти молодые люди имеют между собой едва ли не больше различий, чем различий между ними и предшествующим поколением, представителями которого по замыслу автора являются братья Николай и Павел Петрович Кирсановы.

Повествование начинается с описания встречи отца и сына Кирсановых, а также с представления Аркадием Базарова. Его поведение, черты лица и одежда выдают в нем человека невысокого происхождения, но умного, образованного, знающего себе цену и ценящего собственную независимость. Автор пишет: лицо его «оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум». Кирсанов-сын характеризует своего друга как «чудесного малого» и очень «простого», однако в манере держаться Базарова есть что-то вызывающе независимое, подчеркнуто сдержанное. С первых страниц становится понятно, что Аркадий покорен Базаровым, который стал для него не просто старшим товарищем, но и учителем, наставником. На вопрос дяди: «Ну, а сам господин Базаров, собственно, что такое?» — молодой Кирсанов с гордостью отвечает: «Он нигилист». Видимо, эта философия так привлекает молодого романтика, что, не вполне вникнув, он яростно защищает позиции нигилизма от нападок со стороны Павла Петровича, англомана и аристократа, в высшей степени джентльмена. Однако нигилизм в представлении Аркадия куда менее воинствен, нежели нигилизм его друга Базарова. Молодой Кирсанов видит в отрицании всего лишь нравственную опору для опровержения прежнего и строительства нового: «не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип». Базаров выражается куда более революционно: прежде чем строить, «сперва нужно место расчистить». «Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным. В теперешнее время полезнее всего отрицать — мы отрицаем». Отрицание Базарова граничит с цинизмом, но высказанное им желание «ничего не делать» и «только ругаться» проистекает не от высокомерной лени, а от сознания бесполезности каких бы то ни было единичных действий. В Базарове сочетаются и великая любовь к русскому народу, и глубочайшее презрение к его невежественности, и боль за невозможность вытащить народ из нищеты, из суеверия и болезней.


 
Отличия между героями проявляются не только в силе их убежденности или в лидерских качествах. Молодые люди по-разному видят окружающий их мир. Кирсанов — романтик, чувствительная натура, он любит музыку и поэзию, не чужд мечтательному созерцанию природы, пустому философствованию. Он любит и ценит искусство, способен получать эстетическое наслаждение от чтения Гейне, однако он старается побороть эту сторону своей натуры, подчиняясь рационально-логическому началу, которое видит в Базарове и которое столь ему нравится. Базаров, напротив, противник всяческого «романтизма», излишней чувствительности. Природа для него — «мастерская», и как настоящий работник он терпеливо трудится, анатомируя лягушек, гусениц, жуков. Столь же по-разному герои проявляют себя в любви. На пути их встречаются две женщины, сестры, но оба друга вначале выбирают лишь одну, старшую, Анну Сергеевну Одинцову. Лишь после знакомства с ней Аркадий понял, что и его другу не чуждо человеческое: Аркадий «с тайным удивлением заметил, что он (Базаров) как будто бы скофузился». В отношении обоих молодых людей к героине проявились скрытые стороны их натуры. Аркадий позволил себе влюбиться, и это чувство не показалось ему чем-то странным, оно было не противно его натуре, однако это чувство не стало страстью, прошло легко и быстро сменилось другой любовью к младшей, Кате. Аркадий был создан для этого чувства, для тихого спокойного счастья, ровно так же, как Базаров для него создан не был. Любовь Базарова — страсть, пожирающая не только его, но и объект любви, это разрушительное, а не созидательное, как в случае с Аркадием и Катей. Сила его любви вызывает страх в Анне Сергеевне, холодной эгоистке, не способной на ответное чувство, но так же страх присутствует в нем самом. Он отрицает, злится на эту свою слабость, но ничего не может поделать. Сильная натура, он остался верным себе и в поражении, сумев подчинить воле проявление собственного чувства. Но сторона, которую Базаров презирал, которую назвал «романтизм», в нем оказалась куда более сильной, нежели в чувствительном Кирсанове. Аркадий с легкостью простился со старыми убеждениями, простился с нигилизмом Базарова, с его воинственным отрицанием и отдался в руки любимой женщины так же просто и естественно, как если бы всю жизнь так поступал. В молодом Кирсанове нет стержня, который бы определял его характер, но потому он и менее уязвим. Базаров же, напротив, потерпев неудачу в любви, потерял самое главное — уверенность, отсутствие сомнений в правильности своих действий. Смыслом жизни для Евгения была работа — он перестал работать. Смыслом жизни было отрицание — он признал иную, помимо разума, силу. В итоге — закономерный финал для двух жизней: Аркадий Кирсанов станет счастливым мужем, помещиком, и умрет в старости окруженный внуками, Базарова же ждет нелепая смерть, увы, вне окончательного примирения с жизнью, которую он отрицал. В последние часы перед смертью он будет думать о любимой женщине, чью силу над собой он чувствовал почти так же, как и власть чувства. Лишь при взгляде на умирающего Базарова Анна Сергеевна постигает всю силу любви героя, но ничего не может ответить. «Гигант», как сам себя называет Базаров, оказался «полураздавленным червяком», огромная сила пропала втуне. Итак, новое поколение, к которому относятся Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов, потерпело поражение. Им нечего было противопоставить «отцам», и потому один из них, Базаров, потерял жизнь, а второй, Аркадий, согласился с принципами «отцов».





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Базаров и Аркадий в романе И С Тургенева «Отцы и дети» (вариант 2). Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Отцы и дети > Базаров и Аркадий в романе И С Тургенева «Отцы и дети» (вариант 2)
Отцы и дети

Отцы и дети


Сочинение на тему Базаров и Аркадий в романе И С Тургенева «Отцы и дети» (вариант 2), Отцы и дети