А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Базаров и его мнимые единомышленники (По роману И С Тургенева «Отцы и дети») - сочинение


Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» был написан через два года после романа «Накануне», о котором критик Н. А. Добролюбов писал: «Старая общественная рутина отживает свой век… и в литературе явится полный, резко и живо очерченный образ русского Инсарова. И недолго нам ждать его». Образ Евгения Васильевича Базарова и явился ответом на вопрос: каковы же они, «новые люди» новой эпохи. Тургенев называет их «нигилистами», словом, происходящим от латинского «ничего».

Отмечая главную черту своего героя, Тургенев утверждал, что Базаров – «демократ до конца ногтей». Демократизм его наглядно отражен в биографии, портрете, занятиях, мировоззрении.
Автор не дает подробной биографии Базарова, но читателю становится известно, что его отец – полковой лекарь, а дед был сельским дьячком и «сам землю пахал», герой учился в Медико хирургической академии на «медные пятаки», которые сам зарабатывал, а у родителей не взял «ни копейки» на свое образование. Своими знаниями и образованием он обязан себе и с полным правом говорит об этом: «Всякий человек сам себя воспитать должен».

На первый взгляд, приятель Базарова Аркадий Кирсанов выглядит в романе как его единомышленник. Он находится под сильным влиянием друга во всем, начиная с философских и политических воззрений и заканчивая курением «сигарок», к которым раньше не притрагивался. Но, как верно заметил о нем в статье Д. И. Писарев: «Благоговея перед своим учителем, Аркадий с наслаждением отрицает авторитеты; он делает это с чужого голоса». Он никогда не зарабатывал себе на жизнь, отец заботился, чтобы, учась в университете, Аркаша ни в чем не нуждался.

Когда Базаров появляется в имении отца своего друга Николая Петровича Кирсанова, его внешность сразу шокирует старшего брата хозяина, Павла Петровича, который увидел в нем человека не своего круга и поэтому «не подал руки». Базаров небрежен в одежде, руки его красны, так как никогда «не знали перчаток», манеры просты. Но Тургенев отдает должное своему герою, когда пишет, что лицо его «оживлялось спокойною улыбкой и выражало самоуверенность и ум».

Базаровская манера говорить, отвечать и спорить характеризует его как новый тип в русской литературе, его речь проста и лаконична, в ней много народных выражений, пословиц, поговорок («дурь из него не вся вышла», «от копеечной свечи Москва сгорела»). Не терпя пустых, праздных и «красивых» разговоров, этот герой говорит четко и до предела сгущает мысль, в результате часто рождается афоризм («Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»).

Аркадий же был неравнодушен к красивой фразе, любит цитировать Пушкина, хотя ироничный Базаров иногда, посмеиваясь, говорит ему: «Об одном прошу тебя, друг Аркадий, не говори красиво».


 
Характерная черта демократа разночинца Базарова – любовь к труду. И хотя автору трудно в подробностях показать деятельность своего героя, его трудолюбие он подчеркивает на протяжении действия романа: «Аркадий сибаритствовал, Базаров работал»; «работать хочется, а здесь нельзя» (о доме родителей); «на него нашла лихорадка работы». Аркадий же предпочитает спокойный и праздный образ жизни. Приехав в имение, он попытался дать отцу совет по ведению хозяйства, но не для того, чтобы тот ему последовал, а чтобы показать свое участие в управлении имением. Базаров увлечен естественными науками, что было отличительной чертой разночинцев 60 х годов XIX века. Он хорошо разбирается в агрономии, химии, ботанике, медицине, при этом оценивая их значимость для общества с передовых современных позиций, как истинный патриот России, понимающий отсталость своей Родины и необходимость развития тех областей знаний, которые помогут ей выбраться из вековой отсталости. В противоположность господам аристократам Базаров понимает, что пышными и красивыми фразами ничего не изменить, необходимо учиться и работать, этому он и посвящает почти все свое время. Аркадий же склонен к раздумьям, праздному времяпрепровождению, прогулкам и мечтам. Он совсем не так тверд характером, как его друг. Катя, его невеста, говорит, что она думала, что он «дикий», а он «ручной». Базаров же при расставании с Аркадием определяет это еще грубее: «Для нашей горькой, терпкой, бобыльей жизни ты не создан. Наша пыль тебе глаза выест, наша грязь тебя замарает». Демократизм Базарова на фоне дворян Кирсановых сразу чувствуют простые люди Марьина, которые видят, что он «свой брат, не барин»: слуги симпатизируют ему, с ним быстро освоилась застенчивая Фенечка, «дворовые мальчишки бегали за дохтуром, как собачонки». Но Базарова это отношение простых людей не умиляет, как это было бы с господами Кирсановыми. Знание народной жизни, частое общение с мужиками привели героя к критическому отношению к русской деревне, ее быту. Он насмешливо и требовательно относится к народу, которому решил посвятить свою жизнь, а тот этого понять не может. Базаров видит это и не идеализирует народ. Определяя мировоззрение своего героя, Тургенев писал: «Если он называется нигилистом, то надо читать: революционером». Базаров отрицает «все», что даже «страшно вымолвить» Павлу Петровичу: самодержавие, крепостное право, религию, то есть те основы, на которых держится «безобразное состояние общества». Герой честно и прямо заявляет, что его цель – «место расчистить, а строить будут другие», то есть те, кто придет после него. Революционер 60 х годов XIX века, Базаров ненавидит «барчуков проклятых», его споры с Павлом Петровичем – отражение взаимной неприязни. Аркадий же, напротив, очень сочувствует дяде и стремится помирить их со своим другом. Он даже рассказывает Базарову историю жизни Павла Петровича и его большой любви, но в ответ слышит, что «мужчина, который поставил всю свою жизнь на карту женской любви, а когда ему эту карту убили, раскис и рассыропился, этакий человек не мужчина, не самец!». В характере Аркадия очень много черт, делающих его похожим на отца: доброта, мягкость, снисходительность к людям. Следуя правде жизни, автор показывает идейное и моральное превосходство революционера демократа Базарова над Кирсановыми, аристократами и бездельниками. Но к самому главному герою автор романа относится двойственно, для Тургенева важно было «точно и сильно воспроизвести истину, даже если эта истина не совпадает с его собственными симпатиями». Вероятно, из за антипатии к людям, подобным Базарову, он показывает его одиночество и исключительность. Кроме Аркадия, его мнимыми единомышленниками в романе выведены Ситников и Кукшина, которые больше похожи на пародию на нигилиста и эмансипированную женщину. Ситников, который называет себя базаровским учеником и говорит, что именно ему «обязан своим перерождением», производит не самое приятное впечатление: «Тревожное и тупое выражение сказывалось в маленьких, впрочем приятных чертах его прилизанного лица». Он откровенно заискивает перед Базаровым и больше всего на свете боится упоминания о своем купеческом происхождении (отец его занимается винными откупами). «Эмансипе» Кукшина выглядит даже еще нелепее: она разъехалась с мужем, толкует о Бунзене, прерывая «умные разговоры» питьем шампанского (за завтраком!) и исполнением хриплым голосом любовных романсов. Сравнивая Базарова с его мнимыми единомышленниками, мы начинаем еще лучше понимать его исключительность, необыкновенность его характера и натуры. И хотя роман и заканчивается смертью главного героя, хочется верить, что люди, подобные ему, остались и многое способны сделать для своей Родины.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Базаров и его мнимые единомышленники (По роману И С Тургенева «Отцы и дети»). Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Отцы и дети > Базаров и его мнимые единомышленники (По роману И С Тургенева «Отцы и дети»)
Отцы и дети

Отцы и дети


Сочинение на тему Базаров и его мнимые единомышленники (По роману И С Тургенева «Отцы и дети»), Отцы и дети