А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
В чем сложность взаимоотношений Базарова и Одинцовой - сочинение


В романе Ивана Сергеевича Тургенева помимо рассмотрения проблемы взаимоотношений поколений "отцов" и "детей " прослеживается также любовная линия. Главный герой произведения, Евгений Базаров, проходит своеобразное "испытание любовью", которое становится для него определяющим. Именно с любовью связан духовный кризис в сознании героя и трагическое разрешение зародившихся в нем внутренних противоречий, а именно - смерть.

Любовь в жизнь Базарова входит вместе со знакомством с Анной Сергеевной Одинцовой. Здесь герой впервые теряет самообладание, "конфузится", что с удивлением замечает его молодой друг и ученик Аркадий Кирсанов, который и сам вскоре почувствует некоторую влюбленность в Одинцову, впрочем, это чувство он без особых страданий забудет через некоторое время. Но к моменту посещения усадьбы, принадлежащей Одинцовой, Аркадий всерьез увлечен этой "барыней " и чувствует ревность к другу. Он не может не заметить, что Базаров и Анна Сергеевна прекрасно ладят, всегда находят общие темы для разговора и чрезвычайно интересны друг другу. Базаров и сам признает схожесть между собой и Одинцовой, однако, ни в чем не уступая Евгению, Анна Сергеевна все же иная. Будучи дамой дворянского происхождения, она обладает хорошим воспитанием и безупречными ма нерами, она умна, горда и независима, жизнь ее подчинена строгому распорядку. В своем стремлении к Одинцовой Базаров безотчетно старается дополнить, улучшить себя, чувствуя некоторую ущербность.




 
Однако Анна Сергеевна холодна, она не может ответить на страсть Базарова, более того, сила любви Евгения пугает ее, привыкшую к размеренности и комфорту. Базаров интересует ее своей необыкновенностью, своей особой позицией, своей решительностью и непримиримостью. Но в то же время в Базарове Одинцова видит лишь развлечение, забавное времяпрепровождение, если и могло возникнуть в ней какоето чувство, то только по прошествии времени, а Базаров ей этого времени не дал. Ему следовало бы пойти на компромисс, но герой-максималист не согласен на смирение. Холодность Одинцовой он воспринимает как собственное поражение, любовь воспринимает как слабость. Раньше Базаров причислял себя к "богам" и вдруг неожиданно оказался "олухом". Отказ Одинцовой и невозможность что-либо изменить ни в ней, ни в себе стали для Базарова началом кризиса. Он потерял опору, подвергая сомнению всю прежнюю свою систему ценностей. Несомненно, Базаров стал человечнее, научившись прощать чужим людям их слабости, но крайний максимализм не позволил простить эти слабости себе. Герой стал уязвимей для стороннего воздействия. Потеряв прежнюю уверенность и невозмутимость, он участвует в "глупой" дуэли с Павлом Петровичем Кирсановым, в попытке избавиться от любви к Одинцовой он увлекается Фенечкой, он небрежно анатомирует труп умершего от тифа и случайно забывает прижечь рану... Но все это произошло оттого, что жизнь больше не принимает Базарова, для него больше нет места в мире, устроенном по иным законам, нежели он полагал. Раньше казалось, что это Базаров своим отрицанием способен изменить мир, а оказалось, что мир изменил Базарова. Сложность отношений Базарова и Одинцовой заключается еще и в том, что оба героя не созданы для счастья. Автор называет их "хищниками", так как для них главное - побеждать, они находятся в постоянных поисках жертвы. Базаров оказался сильнее Анны Сергеевны, и она инстинктивно почувствовала это. Даже навещая умирающего Евгения, она не испытывает ничего, кроме страха, который внушает ей непонятная, но уже и не великая фигура Базарова. Гигант занят тем, как бы "умереть поприличнее". Только перед смертью он обретает потерянную гармонию, позволив признать собственное поражение, невозможность побороть чувство любви, но именно в этот момент Базаров познает жизнь во всем ее многообразии. Теперь ему знакомы страдание и боль, теперь Базаров готов простить слабости другим, он принимает суеверие родителей, испытывает жалость. Но даже перед смертью он не может рассчитывать на ответное чувство в любимой женщине. Она остается холодна, последний поцелуй сродни милостыне, поданной нищему. В этом прощании жизнь словно бы в последний раз смеется над Базаровым, но он больше не воспринимает это как поражение-напротив, герой учится радоваться малому, учится быть счастливым. Визит Одинцовой становится для него наградой, а не жалостливой усмешкой. Базаров вновь целен, он отдается любви, уже не требуя взаимности, а просто наслаждаясь собственным чувством. После смерти Базарова Одинцова найдет себя в роли наставницы для молодых Кати и Аркадия. Она так до конца и не постигнет силу любви Базарова, лишь будет чувствовать, что любовь была, что "этот-то" по-настоящему ее любил, но воспоминание о Евгении будет скорее ужасать Анну Сергеевну, чем восхищать. Ведь Базаров не мог ничего делать наполовину. Если разрушить старый мир, то разрушить до основания, разрушить полностью, и только потом строить новый. Если любить, то отдавать себя целиком, но и взамен требовать абсолютной отдачи. Любая неполнота вызывала в нем резкое неприятие, даже отрицание. Так же и в отношениях с Анной Сергеевной: Базаров не смог принять ее холодности, хоть и мог надеяться впоследствии на какую-то взаимность. Но ему нужна была любовь до конца, идеальная любовь, на которую Одинцова была не способна. Величина страсти Базарова стала губительной и для его любви, и для его жизни. Все, что отрицалось Базаровым, стало отрицать его самого. Ненавистный "романтизм" вошел в его жизнь как разрушительное, дисгармоничное начало. Но справиться с собой, победить в себе жизнь Базаров был не в силах. Единственное, что могло бы успокоить его в полной мере, - это смерть. И смерть стала закономерным финалом его жизни. Смерть же разрешила его страдания безответной любви, смерть позволила Одинцовой спокойно продолжить свое существование в покое и комфорте, как она и привыкла. Итак, можно по-разному отвечать на вопрос, насколько успешно прошел герой "испытание любовью". С одной стороны, тот духовный кризис, который произошел в сознании Базарова, говорит о неполноценности и неустойчивости его мировоззрен ческих позиций, о неуверенности героя в собственной правоте. С другой стороны, в любви Базаров оказался много сильнее и искренней, нежели остальные герои романа. Сила любви героя была такова, что разрушила морально и физически его самого и привела к смерти.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме В чем сложность взаимоотношений Базарова и Одинцовой. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Отцы и дети > В чем сложность взаимоотношений Базарова и Одинцовой
Отцы и дети

Отцы и дети


Сочинение на тему В чем сложность взаимоотношений Базарова и Одинцовой, Отцы и дети