А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Духовный кризис Базарова - сочинение

Неудача и любви повлекло за собою тяжелые драматические последствия в судьбе Базарова, Она привела к кризису  его односторонние, вульгарно-материалистические взгляды на жизнь. Перед героем открылись две бесконечности, две бездны: одна - загадка его собственной души, которая оказалась глубже и бездоннее, чем: он предполагал; другая - загадка мира, который его окружает: любимой женщины, народной России, жизни в ее широких, вселенских пределах. Противник всяческих душевных излияний, он начинает «говорить красиво», пускается в презираемую им философию. Мир, казавшийся ему в спорах с Павлом Петровичем абсолютно «дневным» и разгаданным, становится полным тайн.

Вслед за мучительным одиночеством в любви, столкнувшей Базарова с действительным существованием таинства человеческих чувств, горою открывается драма человеческого познания. От микроскопа героя потянуло к телескопу, от инфузорий - к звездному небу над головой, потянуло неудержимо, вопреки уже беспомощным нигилистическим фразам: «Я гляжу на небо только тогда, когда хочу чихнуть».  «Черт знает, что за вздор! - признается Базаров Аркадию. - Каждый человек на ниточке висит, бездна ежеминутно под ним разверзнуться может, а он еще сам придумывает себе всякие неприятности, портит свою Жизнь». За восхищением стойкостью человеческого духа тут проглядывает внутреннее смущение перед неудержимой силой нравственных чувств и страстей. К чему придумывать человеку поэтические тайны, зачем тянуться, к утонченным переживаниям, если он - всего лить атом во вселенной, слабое биологическое существо, подверженное неумолимым естественным законам увядании и смерти?  

Не случайно же сам Базаров признается, что ему хочется возиться с людьми, хоть ругать их, да возиться С ними. Положение песчинки, атома, находящегося во власти безличных стихий природы, Базарова, по-видимому, не удовлетворяет. Гордая сила человеческого возмущения поднимает его над равнодушным муравьем, не обладающим чувством сострадания. И хотя Базаров говорит о бессмыслице высоких одухотворенных помыслов, в подтексте его рассуждений чувствуется сомнение, опровергающее  поверхностный, вульгарный  материализм.

Конечно, признание своей неправоты не по нутру Базарову, оно до глубины души возмущает его ученую гордость. Базаров пытается, и сейчас сладить с миром и  е собой по-иному: с помощью всемогущего естествознания он хочет убить боль проклятых вопросов. Потому Базаров и приводит в пример себе и другим муравья, живущего простыми инстинктами борьбы за существование; и не знающего ни мук, пи страданий - «не то, что наш брат, «самоломаппый»! С точки иронии физиологии, муки совести, драмы любви, чары искусства, заоблачные полеты фантазии - дичь и пустяки, болезненные отклонении психики.

Не умея ответить на роковые вопросы о драматизме любви и познания, о смысле жизни и. таинстве смерти, Базаров хочет, используя ограниченные возможности современного естествознания, заглушить в человеке ощущение трагической серьезности этих, вопросов. Масштаб притязаний Базарова здесь головокружительно смел- и значителен. Но как незаурядный человек, герой не может с самим собою справиться: данные естественных наук его от этих тревог не уберегают. Он склонен как нигилист упрекать себя в отсутствии равнодушия к презренным аристократам, к несчастной любви, поймавшей его на жизненной дороге.


 
Возникшие перед Базаровым вопросы о смысле жизни, опровергающие .его прежний, упрощенный- взгляд на человека, - не пустяки. Так начинается глубокий кризис антропологизма, веры героя в неизменную, природу человека: эта вера бессильна перед открывающейся сложностью человеческого бытия. Сомневаясь в истине старых воззрений и не имея новых, Базаров в своих мыслях о жизни заходит в тупик. Старая вера, что люди подобны деревьям в лесу, давала герою возможность смотреть па мир оптимистически. Она вселяла уверенность в том, что пет нужды ученому и революционеру заниматься каждым человеком в отдельности: самой природой установлена в мире, людей некая общность, некий инстинкт общественной солидарности. Исправьте общество в соответствии с голосом этих инстинктов - и социальных болезней не будет. Любовь к Одинцовой поколебала оптимистические, но довольно абстрактные убеждения. В душу Базарова проник разъедающий яд сомнений: может быть, Одинцова права, может, всякий человек загадка. И перед Базаровым открылось два пути: или поиск новой общественной теории, или последовательный индивидуализм на почве старых антропологических взглядов на человека. Базаров - неуступчивая, трагическая личность - выбирает именно второй путь. «Я придерживаюсь отрицательного направления,- говорит он Аркадию, - в силу ощущения. Мне приятно отрицать, мой мозг так устроен - и баста! Отчего мне нравится химия? Отчего ты любишь яблоки? - гоже в силу ощущений. Это псе едино. Глубже этого люди никогда не проникнут. Не веяний тебе это скажет, да и я в друг, ой раз тебе этого не скажу». - «Что ж? и честность - ощущение?» - «Еще бы» «Евгений!» - начал печальным голосом Аркадий. «Л? что? не по вкусу? - перебил Базаров. - Нет, брат! Решился все косить - валяй и себя по ногам!..». Вслед за отрицанием значимости любовных, родственных и дружеских чувств Базаров действительно начинает терять ощущение простого чувства справедливости. На протяжении всего разговора с Аркадием он грубо обходится со своим учеником, как бы вымещая па нем свою внутреннюю тревогу и боль. «Ты нежная душа, размазня… Ты робеешь, мало на себя надеешься». Ну, а у самого Базарова нет неясности в душе и робости перед красотою и умом Одинцовой? «Ты говоришь, как твой дядя. Принципов вообще нет - ты об этом не догадался до сих пор!» Но разве у Базарова с некоторых пор не появилось принципа, во имя которого он решил сладить с собою, со своим «романтизмом»? Базаров неоднократно пускается в высокие философские размышления о смысле жизни, о трагизме бытия, но едва лишь Аркадий позволяет себе нечто подобное, следует грубый совет «не говорить красиво». Герой не чувствует того, что все его упреки Аркадию по скрытой иронии жизни обращаются теперь против него. «Э-э! да ты, я сижу, точно намерен пойти по стопам дядюшки. Как бы этот идиот порадовался, если б услышал тебя!» Но Павел Петрович, конечно, порадовался бы, услышав и некоторые из философских размышлений Базарова, узнав о рыцарской любви героя к Одинцовой, столь безответной любви, как и у пего к княгине Р. Впрочем, «радости» Павла Петровича еще все впереди. Именно он оценит по достоинству участие Базарова в «рыцарском турнире».





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Духовный кризис Базарова. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Отцы и дети > Духовный кризис Базарова
Отцы и дети

Отцы и дети


Сочинение на тему Духовный кризис Базарова, Отцы и дети