Каково авторское отношение к Базарову (по роману И С Тургенева «Отцы и дети») - сочинение
И.С. Тургенев в романе «Отцы и дети» создал первый в русской литературе образ нигилиста. По одной из версий, главный герой романа был своего рода «пророчеством» Тургенева и оказался первым нигилистом в России вообще. В таком случае получается, что Тургенев дал жизнь реальному явлению российской действительности, сам того не желая и, возможно, даже не предполагая. Тургенев создал образ Базарова. А потом он заставил Базарова умереть. Какие были на то причины? Какую роль играет эта смерть в раскрытии характера героя? Какую роль играет эта смерть в судьбе страны?.. Тургенев создал Базарова своим идейным оппонентом и спорил с ним на страницах романа. И кое с чем соглашался. И кое-что одобрял. Но не мог примириться с тем, что Базаров будет жить и действовать, добиваюсь своей цели — разрушить, не созидая. И уж тем более Тургенев не мог допустить, даже на страницах произведения, что его герой своей цели добьется... Итак, цель Базарова, цель нигилиста — «место расчистить». Разрушить, уничтожить все, не создав ничего... Оставив это дело другим — создавать на пустом месте. На расчищенном, выжженном, вытоптанном... Но оно, быть может, потеряет свое плодородие! И что же станет тогда с этим самым местом, на котором все старое уничтожено, а новое не создано? Порастет бурьяном, который не искоренить. И тогда, возможно, гибель грозит всему, что еще осталось и какими-то силами держится за жизнь. Такого поворота событий Тургенев не может допустить. Такой поворот событий, быть может, грозит России... Если Базаров сможет добиться своей цели.
Тургенев не дал Базарову настоящих единомышленников — людей, которые разделяют его взгляды, идеи, планы, которые искренне преданы общему делу, которые действительно хотят многого добиться. Есть Ситников, есть Кукшина, есть, наконец, Аркадий. Но они оказываются «псевдосподвижниками». У Кукшиной и Ситникова нет собственного мнения, и они меняют мнения чужие, заимствованные, в зависимости от моды. Им нужна видимость значительности, им нужно уважение — и у них нет другого выхода, кроме как согласиться с окружающими. Нельзя сказать, что ситниковы бесполезны, об этом заявляет и сам Базаров: «Мне нужны подобные олухи. Не богам же, в самом деле, горшки обжигать!..» Что же касается Аркадия, то мнение у него есть, но оно не всегда совпадает с мнением Базарова. Аркадий пытался «привить себе» эти взгляды, переделать себя, но все же его природа взяла свое. Он «ручной», ведомый, зависимый, он для Базарова — «мякенький либеральный барич», которому «приятно самого себя бранить». Это не тот человек, который нужен Базарову в качестве сподвижника, — ему нужен тот, кто вместе с ним будет «ломать других». Итак, Базаров остается один. У него нет единомышленников. Казалось бы, что может один? В этом-то и опасность Базарова. Он сильный, твердый, упрямый человек. Он — сила, и он может обойтись без помощников. Он один — сильнее и больше их всех. Он — большой человек, который много мог, но мало успел... Базаров с гордостью говорил, что он ближе к народу, чем аристократы, что он умеет говорить с народом. Но вот он поговорил... И отзыв мужиков такой: «Известно, барин; разве он что понимает?» «...Этот самоуверенный Базаров и не подозревал, что он в их глазах был все-таки чем-то вроде шута горохового...» Однако это было так.
Что же у Базарова осталось? Сподвижников нет. Умение общаться с мужиками он утратил — или вовсе не имел... И остались чувства, которые он так яро отрицал. Только ли для того, чтобы показать никчемность или опасность Базарова, нужна Тургеневу его смерть? Нет: еще для того, чтобы выявить другую сторону характера героя, его суть. Нигилизм — это идеология. Но ведь Базаров — человек. Никакой человек не в силах неотступно следовать своим утверждениям, иначе это будет уже не чистая идеология, а крайности со множеством противоречий. И хотя эти противоречия есть и в Базарове, у него немало достоинств. «Не имея возможности показать нам, как живет и действует Базаров, Тургенев показал нам, как он умирает», — это мнение Д.И. Писарева совершенно справедливо. Базаров — большой человек. Но перед смертью он стал еще больше: у него появилась душа, показалась из-под «покрывала» идеологии. Базаров, который все отрицал, признает свою неправоту. Он отрицал любовь — и вот он понимает, что любит сам. Любит Анну Сергеевну Одинцову, любит своих родителей и оценивает их по достоинству: «Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать...» Он был против красивых слов — и сам говорит любимой женщине: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет...» Он считал себя непобедимым гигантом — а оказалось, что «вся задача гиганта — как бы умереть прилично, хотя никому до этого дела нет...». Признать свою неправоту могут только люди с огромным запасом душевных сил. Каков же был этот запас у Базарова, если он признал себя неправым перед смертью, сохранив и даже умножив свое достоинство!
Итак, смерть Базарова для автора — один из способов утвердить свое положительное отношение к нему. Но это не единственный способ. На протяжении всего романа видно, как симпатии автора оказываются на стороне героя, даже если Тургенев не согласен с его утверждениями. Базаров оказывается достойнее многих героев романа, в том числе тех, которых любит он сам, хотя и не признается в этом почти до конца романа. В Одинцовой Базаров видит человека, близкого себе по духу, однако она деспотична по отношению к сестре. Базаров уважает и любит своих родителей, но Тургенев компрометирует любовь к нему самих «стариков». Отец боготворит сына, рисуется перед ним, пытается не отстать от века (например, он явно неискренне относит к предрассудкам служение молебна). Мать боится «Енечки», а ее забота о сыне проявляется главным образом в том, чтобы накормить его и покойно устроить. Базаров никогда не оскорбляет их, нигде не говорит о них плохо, и все же, возможно, родители — главные виновники его духовного одиночества, духовной борьбы без исхода.
И все же главное, что понял перед смертью Базаров: «Я нужен России... Нет, видно не нужен». Он не только не нужен — он опасен. И даже, наверное, не он сам, а его идеология. А о нем самом — о его сути, о душе — искренне сожалеет Тургенев. И, пожалуй, действительно, — есть о чем пожалеть...
Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений
Сохранить сочинение:
Сочинение по вашей теме Каково авторское отношение к Базарову (по роману И С Тургенева «Отцы и дети»). Поищите еще с сайта похожие.
Сочинения
> Отцы и дети
> Каково авторское отношение к Базарову (по роману И С Тургенева «Отцы и дети»)