А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Отец и сын Кирсановы в романе И С Тургенева «Отцы и дети» - сочинение



И.С. Тургенев начал работу над романом «Отцы и дети» в августе 1860 года. В июле 1861 года роман был закончен. Он создавался в годы исторического подъема, в годы подготовки и проведения реформы, отменившей крепостное право. К началу 60-х годов девятнадцатого века в России происходят серьезные изменения в расстановке сил на общественно-политической арене. На первый план выходит новая сила — революционеры— демократы или разночинцы, начинающие играть основную роль в жизни России. Дворяне же постепенно утрачивают свои передовые позиции. Именно этот исторический процесс наиболее полно отразился в романе. По своим политическим взглядам в период работы над романом И.С. Тургенев примыкал к либеральному направлению. Автор «Записок охотника» сочувствовал освободительному движению, но до определенных границ: его пугала возможность кровавого крестьянского восстания.

Поэтому писатель не смог принять революционных взглядов разночинцев Чернышевского и Добролюбова. Но Тургенев не мог и не отразить в своем творчестве важнейших общественных явлений. Название романа «Отцы и дети» символично. Деление на «отцов» и «детей» в романе проведено не по возрастному, а по идейному признаку. «Отцы» — это люди, исповедующие взгляды и принципы поколения либерального дворянства 40-х годов девятнадцатого века. Автор подчеркивает, что они вовсе не так уж плохи, и борьба ведется не против них, а против отжившего общественного явления. Тургенев показывает читателю лучших представителей русского дворянства, говоря: «Если сливки таковы, то каково же молоко?»

Дворянство в романе представлено семейством Кирсановых, в которое входят старший брат — Павел Петрович, младший брат — Николай Петрович и его сын — Аркадий Николаевич. Старший Кирсанов является наиболее ярким представителем лагеря «отцов», идеологом дворянства, аристократом и «архаическим явлением». Павел Петрович никому не нужен в жизни и ни на что не способен. В семье брата его стесняются, молодежь его не понимает, новых взглядов на жизнь он не признает и не усваивает. Тургенев, говоря о нем в конце романа: «Да он и был мертвец», рассказывает читателю в эпилоге, как Павел Петрович доживает свой век один, в Дрездене, а единственной связью с Родиной для него становится «серебряная пепельница в виде лаптя», стоящая на его письменном столе. Образом Павла Петровича завершается галерея «лишних людей». Их время прошло, на смену им идут другие. Несколько иначе очерчена в романе судьба младшего брата, Николая Петровича Кирсанова. Мы узнаем, что он в детстве упал с лошади, сломал ногу, она срослась неправильно, поэтому младший брат немного прихрамывал, что перечеркивало для него всякую возможность военной карьеры, как бы этого ни хотела его маменька. Учась в Петербурге, он полюбил дочь своей квартирной хозяйки, женился на ней, после рождения сына и скорой смерти жены целиком посвятил себя воспитанию ребенка и счел свой долг выполненным только после того, как Аркадий уже поступил в университет. Герой вернулся к себе в имение, занялся хозяйством, полюбил во второй раз, и снова это была не дворянка, а дочь его умершей экономки Фенечка, у него родился второй сын Митя, и отец не знает, как сказать об этом Аркадию.



 
Николай Петрович — человек тонко чувствующий, склонный к мечтательности, романтичный. Именно это удивляет приятеля Аркадия Евгения Васильевича Базарова, так как по роду своих занятий (он управляет своим имением и избран мировым посредником), да и по возрасту, Кирсанов должен был бы быть далек от мечтательности. И все-таки Николай Петрович любит стихи Пушкина, играет на виолончели, любуется природой своего родного края, хотя и прожил в нем всю жизнь. Но в то же время Николай Петрович стремится идти в ногу со временем. Он выписывает книги из Петербурга (спрашивает у Базарова, что ему можно почитать из новых авторов, даже пытается читать ту брошюру, которую дает ему Евгений Васильевич), заказывает новый плуг из Англии, основывает ферму на «вольном труде». Он, в отличие от старшего брата, принимает новое и уступает ему: прислушивается к советам Базарова, просит разрешения присутствовать на его химических опытах, пытается не просто принять сторону брата в его спорах с Базаровым, а быть объективным. Он огорчается, когда Базаров называет отсталыми те книги, которые он считал современными. К крестьянам Николай Петрович относится хорошо, не притесняя их, обращаясь с ними так мягко, что его в губернии «красным величают». Он более современен и демократичен, чем большинство помещиков. Но именно в отношениях с крестьянами раскрывается важная черта его характера — мягкость и нерешительность. Когда надо кого-то наказать, он этого сделать не умеет, станового позвать ему не позволяют «принципы». Даже делая большое и нужное дело (он мировой посредник), Кирсанов своими речами «доводит мужиков до истомы». Хотя Базаров и говорит об этом герое: «Он человек отставной, его песенка спета», мы видим, что это в романе совсем не так. Несмотря на явную бесхозяйственность, Николай Петрович сумел добиться успехов и в эпилоге говорится, что его «ферма приносит уже значительный доход», сам он женится на Фенечке, усыновляет своего второго сына Митю и будет жить главой большого семейства и хозяином имения. Симпатии автора явно находятся на стороне этого героя, потому что И.С. Тургенев пишет: «Николай Петрович — это я». Образ Аркадия Николаевича Кирсанова, молодого человека, сына Николая Петровича, должен убедить нас, что роман «Отцы и дети» посвящен отнюдь не конфликту поколений, а социальным изменениям в России. Аркадий приезжает домой убежденным сторонником Базарова, но в процессе действия романа очень меняется, становясь все более похожим на своего отца. По характеру он такой же добрый и мягкий человек, как и Николай Петрович. Узнав, что у его отца есть возлюбленная и ребенок от нее, но Николай Петрович стесняется сказать об этом сыну, Аркадий сам настаивает на том, чтобы была сыграна свадьба и усыновлен Митя (свадьбы Николая Петровича с Фенечкой и Аркадия с Катей состоялись в один день). Как бы ни стремился Аркадий быть суровым и походить в этом на Базарова, ему это никак не удается. Катя, его невеста говорит об этом так: «Я думала, что вы дикий, а вы ручной». Тургенев показывает нам, что Аркадий лишь временный союзник Базарова, его попутчик, а не союзник. Это хорошо понимает и сам Евгений Васильевич, говоря Аркадию при расставании в имении Одинцовой: «Для нашей горькой бобыльей жизни ты не создан. Наша грязь тебе глаза выест, наша пыль тебя замарает». Похож Аркадий на отца и тем, что не очень любит трудиться (вернувшись домой, он дает отцу какой-то совет по хозяйству, но не затем, чтобы тот ему последовал, а чтобы сделать вид, что и он участвует в управлении имением), любит поэзию и природу, никогда не жил, подобно Базарову, на заработанные своим трудом деньги. Все эти качества и определяют его дальнейшую судьбу: он женится на Кате, будет вести хозяйство, помогать отцу. Хоть Тургенев и посмеивается над некоторыми чертами характера Аркадия Кирсанова, над устарелыми взглядами и бесхозяйственностью Николая Петровича, именно эти герои в результате остаются живы и благополучны, в отличие от Евгения Васильевича Базарова, который умирает, произнеся перед смертью: «Нужен ли я России? Нет, видно не нужен». Безусловно, в этом проявляются взгляды и симпатии самого Тургенева, но, может быть, это и намек на то, что страна нуждается не только в фанатиках-революционерах, которые будут ее преобразовывать, но и в порядочных образованных хозяевах, u1082 которые смогут ее накормить и дать ей спокойное будущее.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Отец и сын Кирсановы в романе И С Тургенева «Отцы и дети». Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Отцы и дети > Отец и сын Кирсановы в романе И С Тургенева «Отцы и дети»
Отцы и дети

Отцы и дети


Сочинение на тему Отец и сын Кирсановы в романе И С Тургенева «Отцы и дети», Отцы и дети