А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Система «принсипов» Павла Петровича в романе «Отцы и дети» - сочинение


В каноническом тексте романа Павел Петрович несколько смешон со своими аристократическими выходками и странностями, но у него есть твердые (пусть отжившие)  убеждения, которых он придерживается. Тургенев подвергает критике систему взглядов своего героя, его принципы и убеждения. Вся жизнь Павла Петровича была служением устарелым принципам. «Мы, люди старого века, мы полагаем, что без принсипов… принятых, как ты говоришь, на веру, шагу ступить, дохнуть нельзя» (Глава V) - таково глубокое убеждение Павла  Петровича.  Каковы же эти  принципы? Во-первых, это многоречивая проповедь так называемых политических свобод, прогресса, конституции, гласности и т. п. Все это было, по сути, фальшивой игрой в демократизм, направленной к завоеванию некоторых симпатий народа. Павел Петрович спорит с Базаровым о «народной сущности», толкует о крестьянах, далее «всегда вступается за крестьян: правда, говоря с ними, он морщится и нюхает одеколон»  (Глава VII).

С некоторой самоуверенностью Павел Петрович заявляет: «…меня все знают за человека либерального и любящего прогресс» (Глава X).

На протяжении всего романа Павел Кирсанов пространно философствует о человеческой личности, о законах человечества, о логике истории, о цивилизации и ее плодах, о священнейших верованиях и. прочих абстрактных премудростях, которым он в действительности не знает настоящей цены.

Во-вторых, к «принсипам» консервативного либерала Павла Кирсанова относятся его аристократизм на английский манер и слепое поклонение всему английскому- от парламента, до рукомойников. Иронически относясь ко всему отечественному, не зная подлинных интересов русского народа, Павел Петрович беспредельно восторгается английскими аристократами. Когда в X главе романа Базаров пренебрежительно отзывается об «аристократишках», Павел Петрович немедленно произносит длинную либеральную тираду в защиту аристократии вообще и английской в особенности: «…я уважаю аристократов - настоящих. Вспомните, милостивый государь, …английских аристократов. Они не уступают поты от прав своих, и потому они уважают права других; они требуют исполнения обязанностей” в отношении к ним, и потому они сами исполняют свои обязанности. Аристократия дала свободу Англии и поддерживает ее».


 
В-третьих, убежденный идеалист и эстет, презирающий повседневную, кропотливую работу и витающий в образах абстрактной аристократической морали, Павел Петрович, естественно, должен был ненавидеть всякое проявление материализма. И действительно, он с презрением отзывается о современных, ему естественниках-экспериментаторах: «А теперь пошли всё какие-то химики да материалисты…», возмущается материалистической брошюрой Бюхнера, получившей широкое распространение в те годы среди прогрессивной молодежи и сыгравшей, несомненно, положительную роль в преодолении различных предрассудков и заблуждений. В X главе романа, повертев в руках брошюру Бюхнера, Павел Петрович, с желчной иронией говорит брату: «Аркадий Николаевич заботится о твоем воспитании. Что ж, ты пробовал читать?» Наконец, в-четвертых, в систему «принсипов» Павла Петровича входит защита средневековых привилегий, отстаивание, старых, дворянских понятий чести. В этом плане заслуживает внимания дуэль Павла Петровича с Базаровым в XXIV главе романа. Эта дуэль описана Тургеневым как своеобразный рыцарский поединок, в котором довольно комически изображено поведение Павла Петровича. И церемония вызова на дуэль («Я решился драться с вами»), и процедура подготовки к ней («драться… на пистолетах; барьер в десяти шагах»,, «стрелять два раза; а на всякий случай каждому положить себе в карман письмецо, в котором он сам обвинит себя в своей кончине»), и обмен французским и латинским изречениями перед выстрелами - все это изображено писателем преднамеренно комически. Но если сравнить канонический текст с рукописью, то картина будет иная. Показывая несостоятельность, историческую обреченность и «пустоту элегантно-дворянского рыцарства» Павла Петровича Кирсанова, Тургенев усилил свое сочувствие к нему как к человеку. Разница особенно ощутима в XXIV главе романа, где- речь идет о дуэли Павла Петровича и Базарова, а также раскрываются взаимоотношения братьев Кирсановых с Фенечкой. Павел Петрович после дуэли, стыдясь своей неудачи, размышляет о Базарове: «Не будет, по крайней мере, здесь Торчать, - успокаивал он себя, - и на том спасибо». Далее в рукописи шли авторские слова: «Его мучила мысль, что от Базарова не скрылась настоящая причина дуэли». В этой фразе был явный намек на весьма незамысловатую «настоящую причину дуэли» - ревность к молодому человеку, который может быть счастливее его самого. Авторская фраза развеивала ореол трагической любви Павла Петровича в прошлом, ради которой он якобы отказался и от карьеры, и от светской жизни, и от всего прочего. Получалось, что старая, романтическая любовь, раны от которой еще не успели зажить,- это лишь декларация, что Павел Петрович готов забыться с простодушной Фенечкой, являющейся к тому же любовницей его брата. Выходило, ЧТО «настоящая причина» дуэли - это не бескорыстная защита чести брата и даже не убеждения, противоположные базаровским, а самая низменная ревность, рожденная в атмосфере пустой и праздной жизни. Почувствовав, насколько фраза о «настоящей причине» дуэли снижает моральный облик Павла Петровича, Тургенев вычеркнул ее из текста романа. Картина получилась совершенно иной: Павел Петрович предстал перед читателем этаким благородным и бескорыстным рыцарем, который оскорблен за честь свого брата и готов подвергнуть свою жизнь опасности, отстаивая эту честь.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Система «принсипов» Павла Петровича в романе «Отцы и дети». Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Отцы и дети > Система «принсипов» Павла Петровича в романе «Отцы и дети»
Отцы и дети

Отцы и дети


Сочинение на тему Система «принсипов» Павла Петровича в романе «Отцы и дети», Отцы и дети