А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Тургенев И С «Отцы и дети» столкновение теории с жизнью - сочинение

«Человек— это живая загадка». «Ум — способность только материальная, душа же живет тем, что нашептывает ей сердце». «Человек был и будет самым любопытным явлением для человека». | «Человеческое всегда и неизбежно должно восторжествовать».

Иван Сергеевич Тургенев вошел в литературу в 40-е гг. XIX в. и был первым, кто определил и оценил те социальные сдвиги, которые происходили в обществе. Эта оценка общества представлена в романе «Отцы и дети».

Читая роман Тургенева, мы непрестанно задаем себе тот же вопрос, который задал Аркадию его дядя, Павел Петрович Кирсанов: «Что такое Базаров?» Надо сказать, что образ Базарова не был нормативным и вызывал самые разнообразные споры, будоражил умы. Нас привлекают в Базарове внутренняя сила, чувствующаяся в его словах, его верность своим убеждениям. 

Базаров — нигилист, он ничего не принимает на веру. Он отрицает несправедливое устройство общества и мечтает об изменениях в жизни России: «Исправьте общество, и болезней не будет». Однако задачу своего поколения он видит не в созидании, а в разрушении. По его мнению, «сперва нужно место расчистить», а кто и что будет строить — этого он не знает. Видимо, Базаров сам осознает ограниченность своих взглядов, ощущает, что его идеи чужды большинству его соотечественников. Перед смертью он спрашивает сам себя: «Я нужен России?» И сам себе отвечает: «Нет, видно, не нужен».

И нам искренно жаль этого человека, который не успел «обломать дел много», который ощущает в себе огромную нерастраченную силу: «...задача есть, ведь я гигант!» Да, Базаров — гигант, человек сильный и целеустремленный. Таким человеком можно восхищаться, но полюбить такого героя сложно. Он отрицает искусство, считает, что «Рафаэль гроша медного не стоит». Природа для него «не храм, а мастерская». Он не признает любовь в смысле идеальном. По его мнению, «все это романтизм, чепуха, гниль, художество». И если бы Тургенев не показал в романе любовь Базарова к Анне Сергеевне Одинцовой, Евгений Васильевич так бы и остался для нас непонятным, далеким человеком.

Но вот в его жизнь входит любовь. Нет, он не влюбился в Одинцову с первого взгляда. Ведь так, поточному замечанию Д. И. Писарева, «влюбляются только очень пустые люди в очень плохих романах». Увидев ее впервые, Базаров оценил ее красоту. Сделал он это, правда, по-своему, как истинный нигилист: «Экое богатое тело.. Хоть сейчас в анатомический театр... у ней такие плечи, каких я не видывал давно». Потом, познакомившись ближе, он обратил внимание и на другие ее качества, особенно важные для него. «Баба с мозгом», — говорит он Аркадию,, и в устах «неотесанного» Базарова такие слова звучат как высшая похвала. Постепенно Евгений Васильевич, отрицающий романтизм, красивые слова и душевные волнения, начинает ощущать романтика в себе самом. Чувство к Анне Сергеевне, внезапно нахлынувшее на него, оказалось необыкновенно сильным. Впервые мы видим, как в Базарове под влиянием этой любви, просыпается человек. Оказывается, что он не такой уж бездушный нигилист. Но, к сожалению, его чувство осталось безответным. Одинцова сумела оценить Базарова, но не смогла его полюбить и предпочла душевное спокойствие, комфорт настоящей любви. Бурная страсть, охватившая Базарова, испугала ее. Хоть и ярок был Евгений Васильевич и резко отличался от прочих из ее окружения, все же трудно было утонченной аристократке решиться связать с ним свою судьбу. Слишком уж разными людьми они были. Потому такой печальной и получилась их последняя встреча.


 
Оттолкнув от себя живого, полного сил Базарова, Одинцова приехала проститься с ним умирающим. Сцена смерти Базарова — последний звучный аккорд романа — позволяет более глубоко и полно понять героя, в котором за внешней грубостью и резкостью таилась чуткая и ранимая душа. И на пороге смерти Евгений Васипьевич становится более человечным, близким читателю, чем на протяжении всего романа. Он отметает в сторону все ненужное и отнюдь не важное, оставляя только главное — любовь к Анне Сергеевне Одинцовой. «Прощайте, — проговорил он с внезапной силой, и глаза его блеснули последним блеском. — Прощайте... Послушайте... ведь я вас не поцеловал тогда... Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет». Эти слова, обращенные к Одинцовой, более подходят поэту, нежели нигилисту. Значит, в душе Базарова всегда жил поэт! Наверное, поэтому знаменитый В. Э. Мейерхольд, собираясь ставить фильм «Отцы и дети», предложил роль Базарова другому великому отрицателю и бунтарю— Владимиру Маяковскому. Следует также отметить, что весь путь, который проходит Базаров в романе, — это опровержа; нигилизма. Невозможно отрицать искусство, поэзию и любовь, потому что это сама жизнь. Пытаясь опровергнуть это, Базаров снова и снова сталкивается с незыблемостью этих понятий. В итоге возникает трагический конфликт, из которого нет выхода. Выход, конечно, есть, но этот выход — смерти Уход Базарова из жизни означает безжизненность нигилизма. Тургенев вступает в невидимый спор со своим героем на каждом шагу. Базаров говорит, что природа — это мастерская, и тут же автор дай описание пейзажа. Важно и то, что в лице Базарова Тургенев показал те опасные направления, и^ рые может избрать человек: абсолютную уверенность в своей правоте, эгоцентризм и чрезмерной болезненное самолюбие. Автор сознательно «убил» своего героя, прекрасно осознавая, что таком» человеку нет места в обществе. «Не имея возможности показать, как Базаров действует, Тургенев показал, как он умирает», — писал о финале романа Д. И. Писарев. Последняя сцена романа ставит точку в развенчании нигилизма. Описание сельского кладбища и родителей, которые пришли на могилу сына, вечная природа, которую Базаров считал мастерской, дает ему покой. Ушло все второстепенное и наносное, остались только природа и родители, которые дали ему жизнь, но которой он не сумел распорядиться.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Тургенев И С «Отцы и дети» столкновение теории с жизнью. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Отцы и дети > Тургенев И С «Отцы и дети» столкновение теории с жизнью
Отцы и дети

Отцы и дети


Сочинение на тему Тургенев И С «Отцы и дети» столкновение теории с жизнью, Отцы и дети