А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Изображение русского национального характера в произведениях Н Лескова (по повести "Очарованный странник") - сочинение

Н. С. Лесков — один из крупнейших русских писа­телей второй половины девятнадцатого столетия. Он хорошо знал жизнь народа, всегда оставался незави­симым в суждениях о нем, о его будущем. В своем творчестве писатель пытался воссоздать тип человека, в котором наиболее полно отразился характер рус­ского народа.

Горький писал о Лескове, что тот «в совершенстве обладал редким даром вдумчивой, зоркой любви и способностью глубоко чувствовать муки человека, слишком разнообразные и обильные». Эта особен­ность лесковского таланта ярко выразилась в повести «Очарованный странник».

О смысле названия этого произведения много спо­рят. «Очарованный» означает и заколдованный, и скованный, и восхищенный чем-то. Одни считают, что герой повести оказался в плену у злых сил, дру­гие — что он попал под обаяние красоты, третьи пони­мают очарованность героя, как некую предопределен­ность его судьбы.

Главный герой «Очарованного странника» — Иван Северьянович Флягин. Среди других пассажиров он следует на пароме на остров Валаам. Сначала его ни­кто не замечает, и только когда Флягин заводит разго­вор, всем удается как следует разглядеть его и прихо­дится удивиться, как до сих пор он не обратил на себя внимания. Иван Флягин ничем не выделяется из об­щей массы, он простой, обычный человек, но в то же время его рассказ выдает в нем человека незаурядного и оригинального.

Душа Флягина всю жизнь искала истины, идеала, правды. Ему пришлось пройти нелегкий, полный го­рестей и преград путь.

С детства Иван страстно увлекался лошадьми. Он был привязан к ним, его безудержно тянуло к этим животным, о них он говорит с необыкновенной тепло­той и восхищением. Однако такая любовь не мешает герою быть жестоким к людям. Он убивает монаха, и это становится определенной вехой в его жизненном пути. Незрелая юная душа не испытывает терзаний совести, она еще не ведает сострадания и раскаяния.

Иван идет по жизни дальше. На этом пути им руко­водит не разум, а чувства. Он становится нянькой ма­ленькой девочки, пытается повеситься, не выдержав суровости судьбы, связывается с конокрадами, раз­очаровывается в них. В его поступках и движении вперед нет логики. Жизнь влечет героя, и он слепо следует за ней. В его поведении все случайно, случай гонит его по миру. Душа Ивана словно спит, но она все же стремится вперед.


























 
Флягин попадает в плен к татарам, где старается не уронить достоинства русского человека. Это оказыва­ется для него важным. До последних сил держится он в бою, который заканчивается смертью соперника. Иван не видит в этом своей вины, его не пугает ужас смерти. Не изменяет Флягин в татарском плену и сво­ей вере. Его мучает тоска по родине. Проявляя ум, хитрость, сообразительность, ловкость, Флягин бе­жит из плена. Впереди — долгий жизненный путь, но­вые проблемы; которые нужно решать. Утешение Иван находит в выпивке. Его ждет новое испытание — знакомство с Грушей, чувства к которой поражают героя в самое сердце! Судьба Груши жестока. Она просит Флягина избавить ее от мучений и помочь покончить с суровой жизнью. «Ничего у меня на душе нет, ни чувства, ни определе­ния, что мне делать...» — говорит герой после смерти Груши. Но жизнь зовет его дальше. Долгие годы служит Флягин на Кавказе, пока не со­вершает наконец подвиг на переправе. Именно во вре­мя этого эпизода в Иване пробуждается совесть. Из не обремененного самоанализом человека он превращает­ся «в значительную личность, имеющую глубокие свя­зи со своей родиной и народом». Литературовед Б. М. Другов подчеркивает, что «к концу повествова­ния незаметно слабеет впечатление неприглядного об­лика героя, и читатель видит поднимающуюся во весь рост гигантскую фигуру беглого раба, благородного в поступках и бесстрашного перед лицом смерти». В конечном итоге Флягин оказывается в монасты­ре. Он уже не может жить по-старому, душа его при­звала сюда. Иван ищет себя, свое «Я», смысл жизни, и не находит, потому и приходит в монастырь, надеясь там обрести все это. Путь Ивана Флягина тернист. Он лежит через гре­хи, через многие страдания, через сон души. Этот путь удивителен. Вначале герой не может отличить добро от зла, но он все же приходит к возвышению духа. Флягин демонстрирует чувство собственного достоин­ства, бесстрашие. Лев Аннинский справедливо счита­ет Ивана Северьяновича «визитной карточкой «русскости»: воплощением богатырства, широты, мощи, вольности и таящейся на дне души праведности». Сам Лесков высоко оценивал «Очарованного странника»: «Он занимателен, оригинален, и от него Русью пахнет».





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Изображение русского национального характера в произведениях Н Лескова (по повести "Очарованный странник"). Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Очарованный странник > Изображение русского национального характера в произведениях Н Лескова (по повести "Очарованный странник")
Очарованный странник

Очарованный странник


Сочинение на тему Изображение русского национального характера в произведениях Н Лескова (по повести "Очарованный странник"), Очарованный странник