А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
От конэсера до праведника (духовно нравственные искания Ивана Северьяныча господина Флягина) - сочинение

Как написано «нет праведного ни одного...»
Апостол Павел

В первой половине 70-х гг. XIX в. вышло в свет произведение «Очарованный странник». Лесков относил его к циклу повестей и рассказов о праведниках. Однако большинство его современников в своих статьях считало, что главного героя, Ивана Северьяныча Флягина, нельзя считать таковым. И лишь в наши дни его жизненный путь оценен критиками, как духовно-нравственное искание, финалом которого стало праведничество.

По определению В. Даля, праведник— это человек, поступающий по Закону Божиему, безгрешный, под духовным началом. Миру известны люди, достойные этого высокого звания: Серафим Саровский, Сергий Радонежский и другие. Они с юности стремились к иночеству, познавали слово Божие, уходили в монастырь, многие в своем подвижничестве совершали подвиг пустынножительства.

Если говорить о том, что Флягин является праведником, то соблюдение заповедей Божиих должно быть законом его жизни, самоотречение и помощь людям — естественной душевной потребностью. 

Но он жесток. Это, по собственному признанию Флягина, — его «особенное дарование». «Я, как вскочу, — рассказывает он, — не дам лошади опомниться, левою рукою ее со всей силы за ухо да в сторону, а правою кулаком между ушей по башке, так у нее. ..инда мозг изо лба в ноздрях вместе с кровью покажется...». Не менее бессердечно он поступает и с кошкой: «...сотни полторы я ей закатил,» она даже и биться перестала... Чем, думаю, испробовать, жива она или нет?., топориком хвост ей и отсек». Иван вроде бы защищает голубят, но безжалостен по отношению к кошке, да и сам ведь намедни, «любя», задушил птенца. Христианство не приемлет жестокости, проповедует любовь ко всему живому, а животных называет «братьями нашими меньшими».

У Ивана Северьяныча и к людям жалости не меньше: «...вижу, что человек лежит... на воду...! крепко... спит, заскрипел зубами, да как полосну его во всю мочь вдоль спины кнутом... а он сразу как взметнется, старенький этакой, лицо... жалкое,., и слезы текут. Мне это смешно показалось...». Злая выходка привела к убийству, хотя и неумышленному, а «Не убій» — одна из главных заповедей христианства.



 
И совесть не мучит Флягина. Явившемуся монаху он говорит: «Да и чем тебе теперь худо? Умер ; ты, и все кончено». Сам факт видения небесного духа, призывающего в монастыре, должен был привести в трепет сознание верующего человека, но Иван грубо гонит: «Чего тебе от меня надо? Пошел прочь!» Флягин — сложная и многогранная личность. В другой ситуации он, рискуя жизнью, бросается на дышло, пытаясь остановить лошадей, однако делает это не сознательно: «Не знаю, жалко ли мне господ или себя стало...». Разбившись при падении с кручи, он чудом выжил, словно «...неведомая. сила спасла». Еще один знак Божий должен был указать Ивану путь истинный, но гармошка, символ мирских радостей, оказалась ближе и нужнее, чем любовь Владыки небесного. Богатство не является смыслом его существования. Флягин не просит для себя денег, не сотворяет себе кумира, не собирает сокровищ на земле, но и, когда появляется возможность, не помогает страждущим. Об этом говорят случаи на берегу лимана и в кабаке у цыган, хотя, бросая деньги под ноги Груше, он совершает еще одно преступление против христианской морали. Его рукой разбрасываются чужие деньги, а это— почти воровство. Заповедь «не укради» Флягин нарушает и ворует лошадей сразу же после совершения еще одного греха — попытки самоубийства. А в кульминационной сцене Иван Северьяныч берет на себя грех убийства, чтобы спасти Грушину душу от вечного скитания за самоубийство. Самоотверженный поступок, но произнесение проклятия — страшный грех, недопустимый даже в исключительных ситуациях. На протяжении всего рассказа наш «праведник» ни разу не вспомнил об отце, не побеспокоился о нем, забыв о заповеди «Чти отца твоего...». Может быть, он любит многочисленных детей своих, рожденных от четырех татарских жен? Возлюбил ли он «...ближнего своего, как самого себя?». Флягин сам отвечает на этот вопрос: «...я их за своих детей не почитал... бывало... по головке его рукой поведешь, поглядишь и скажешь ему «ступай к матери», но только это редко доводилось...». Пророчества убиенного монаха сбылись. Фпягин после многочисленных испытаний уходит в монастырь. Но : не из-за внутренней потребности служения Богу, не следуя гласу Божиему: ему просто «.. .деваться было некуда. А тут хорошо». Здесь Иван Северьяныч «.. .и одет, и обут, и накормлен». Он в монастыре, но занят любимой работой конэсера. Праведного христианского смирения не произошло. Как можно называть Флягина праведником, если ему всюду мерещатся черти, даже в храме, где пахнет ладаном: «.. .отец игумен сказали, — говорит Иван Северьяныч, — что это все оттого мне представилось, что я в церковь мало хожу...». Смахивая свечи у аналоя, Флягин грешит, проявляя гнев. И пророчество его надуманно, ибо не было глубокой веры в нем и духовной связи с Отцом Небесным. В своем библейском послании к евреям святой Павел предостерегает: «...ревнуйте о том, чтобы пророчествовать». Учение Христово проповедует смирение, а не противодействие. Религия за мирное сосуществование. Флягин же, не испытывая нападения врага, мечтает клобучок снять, а амуничку надеть: «...за народ очень помереть хочется». Самоцелью не может являться желание «...за народ... помереть...», целью человека должна быть защита народа от реального врага. Но это характеристика патриота, а не праведника. Праведники обращали взоры к Богу, молясь о мире для своего народа, а в лихую годину — о его победе. Ставя Флягина в один ряд с великими праведниками, Лесков и современные критики неизбежно предполагают его духовное совершенствование, познание Бога и соблюдение заповедей. Сам же Иван Северьяныч в конце произведения себе признается: «...какой у меня самоничтожный дух и сколько я через него претерпеваю, а ничего не усовершаюсь...». Можно это расценивать как самокритику, но в жизненных поступках Голована мы не находим святых деяний. В Библии святой Апостол Иоанн Богослов глаголет: «Кто говорит: «я познал Его», но заповедей Его не соблюдает, тот лжец и нет в нем истины». Ему вторит Апостол Павел: «Ибо, если мы; получивши познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи...» 4





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме От конэсера до праведника (духовно нравственные искания Ивана Северьяныча господина Флягина). Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Очарованный странник > От конэсера до праведника (духовно нравственные искания Ивана Северьяныча господина Флягина)
Очарованный странник

Очарованный странник


Сочинение на тему От конэсера до праведника (духовно нравственные искания Ивана Северьяныча господина Флягина), Очарованный странник