А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Центральная тема «Ятагана» - сочинение

Центральная тема «Ятагана» – тема социального неравенства, неполноправности и связанных с этим страданий. Романтический сюжет (любовный треугольник: княжна вера, корнет Бронин и полковник) наполнен яркими и правдивыми сценами армейской жизни, быта помещиков, точными и тонкими психологическими наблюдениями, живыми описаниями природы. Действующие здесь лица не являются носителями лишь одной характерологической особенности, в них сосуществуют различные, порой противоречивые стремления. Так, полковник изображён не только жестоким, невежественным, «мстительным злодеем», но и человеком, не чуждым жалости к побеждённому сопернику

Герой «Ятагана», корнет Бронин, совершает путь, обратный пути героя «Именин». В развитии дан образ Бронина, превращающегося под влиянием испытаний, выпавших на его долю, из пустого малого, восторгающегося усами и красивым мундиром, каким он показан в начале повести, в глубоко чувствующего, облагороженного страданиями человека. В этой повести герои сохраняют некоторую романтичность. Они поставлены судьбой в особые обстоятельства, они сосредоточены на своих чувствах, своей судьбе. Возвышенная патетика речи, отражающая пылкие чувства, в плену которых герой готов забыть себя, также, несомненно, романтического происхождения. Яркое этому подтверждение восторженно – патетическое начало «Ятагана», где портрет героя даётся в начале в едином романтическом ключе: «Как приятно рисовать шелковистые ресницы юноши, когда он опускал довольный взгляд на свои новые эполеты! Он может…блеснуть на Невском проспекте!».(68) Сюжет повести нерасторжимо переплетается с полемикой литературной. В «Ятагане» княжна украшает своего избранника «розами воображения».(69)

В воображении княжны развёрнут целый романтический сюжет, собранный из деталей и мотивов романтической литературы. Княжна, истинная романтическая героиня, готова была вознаградить страдальца Бронина и вознаградила бы, если бы не одно щекотливое общество. Ведь Бронин – солдат. «Солдату нельзя ездить в карете!»(70) Тут отказывают законы романтического течения действия. Социальный момент становится моментом художественного конфликта как некая преграда на пути персонажей. И эту преграду им не перейти. Павлов в этой повести не рассказывает, как происходила дуэль, как совершалось наказание розгами Бронина. Не события, а причины выдвигает он на первый план. Это был значительный шаг к правдивому изображению действительности: обстоятельства формировали судьбу и определяли характер героя. Второстепенные персонажи углубляют трагическое содержание произведения. С большим чувством Павловым раскрыты переживания матери Бронина, Натальи Степановны, свидевшейся с сыном после долгой разлуки. Весь образ её жизни – это доказательство материнской любви, чистой, попечительной. Наталья Степановна старалась во всём оберегать сына, защитить его. Но её старания привели сына к трагическим результатам. Она подарила сыну ятаган – кинжал. По преданию, такой подарок означает опасность. Кинжал разрушил жизнь Бронина, будучи орудием убийства полковника. В конце повести Наталья Степановна «дряхлая, ветхая, с печатью страшного разрушения на лице».(71) Единственное, что у неё осталось в памяти – это день рождения сына и подарок – ятаган. Кинжал разрушил жизнь не только Бронину, но и его матери, и она до конца дней казнила себя тем, что подарила его сыну. Ситуация, связанная с эпизодом убийства кинжалом, содержит определённый романтический оттенок. Характеристику светского общества дополняет фигура адъютанта. Самолюбивый и заносчивый, «разыгрывает роль жертвы, которая переносит своё несчастие с достоинством».(72)




 
Романтическое эпигонство, ложная храбрость и стремление быть похожим на «светского льва» напоминают созданного несколькими годами позже Грушницкого в романе Лермонтова «Герой нашего времени». Интересна семантика имён. Павлов вдумчиво выбирает имена: Наталья – значит родная, утешение. Павел – малый, Андрей – мужественный, храбрец. Это помогает воспринимать разнообразие характеров персонажей. Один из главных персонажей повести «Ятаган» – полковник. Типичность образа показывает отсутствие имени у него. Его образ близок грибоедовской характеристике военачальников той поры: «…кресты и медали…эти знаки отличия, из которых, может быть, каждый прикрывал рану».(73) Павлов показывает в этом человеке противоречивые свойства характера. В обществе княжны и князя полковник «выдавал себя за смертного охотника до просвещения…уверял, что страстен к музыке».(74) Другим был в полку, где он на первых ролях, здесь он – бог, глава. Для более полной характеристики героя автор использует такие приёмы, как бытовые зарисовки, пейзаж, материальный мир. Чтобы быть членом светского общества, он завёл у себя некоторые предметы роскоши. Когда полковник шёл к княжне, то видел только тропинки и дорогу, хотя ему хотелось простора неба. Это человек был не для возвышенных чувств. Идя к обедне, когда кругом прекрасный день, полковник выглядел пасмурно. Казалось, что этому человеку нельзя быть здесь, он нарушает идиллию, царившую кругом. И провидение, в лице Бронина, устранило его. Используя романтические приёмы для точной характеристики героя, Павлов не отказывается и от социальных мотивов (показ жестоких нравов, царящих в армии). Главная героиня повести «Ятаган» – княжна Вера – истинно романтическая героиня. Павлов показывает двойственность её характера. В светском обществе она играла роль «спокойной важности», но в одиночестве: «Это был отдых от неволи, бунт против привычек воспитания».(75) Княжна подчинялась устройству общества, которое её воспитало с колыбели. Поэтому, когда Бронин стал солдатом, она могла отдать ему жизнь, но связать свою судьбу с ним не могла. Что скажут в обществе? Ведь княжна – порождение этого общества. Богатая обстановка окружала её. Это всё отвечало требованиям высшего света, но ничего княжну не радовало. Собой она могла быть только в саду, в котором находила успокоение. Ещё один приём использовал Павлов, чтобы показать, что княжна – романтическая героиня. Это пейзаж. Где бы ни была главная героиня, её всегда сопровождает идеальный пейзаж: «Мелкий дождь сквозь солнечные лучи вспрыснул землю, и радуга, как газовый шарф, опоясала половину прекрасного неба».(76) Главный герой повести – корнет Бронин. Как я уже писала, образ Бронина дан в развитии. В начале он пустой малый, восторгающийся усами и красивым мундиром: «Мундир брал в полон балы и не дожидался лошадей».(77) Павлов даёт описание романтического героя: «Его движения дышали искренней радостью».(78) На протяжении всей повести описание природы помогает передать настроение героя. Павлов умело использует детали в повествовании. Например, находясь в гостиной княжны корнет, видит безделушки и сравнивает себя с некоторыми из них: «Один с сломанным посохом, одна с отбитой ножкой».(79) Под воздействием жестокого света Бронин превращается в такого же болванчика: «Солдат…без кивера, мундир нараспашку, лицо искажено…».(80) Под влиянием испытаний, выпавших на его долю, Бронин меняется. Павлов использует психологический анализ, чтобы усилить обличительный характер изображения социальной действительности. Свет, жестокий и безжалостный, убил в Бронине способность наслаждаться жизнью, оставив ему только одну мысль: «Месть за унижение». Месть его была ужасна – погиб под ударом ятагана полковник. Убийство полковника – месть за все унижения и боль, которую перенёс корнет. Месть и в «Именинах», и в «Ятагане», как определённая пружина сюжета, на мой взгляд, тоже принадлежит романтической прозе. Павлов стремился дать углублённый психологический анализ, показать переживания, связанные с социальными конфликтами и отношениями – это то новое, что отмечали ещё современники Н. Ф. Павлова. «Новые повести» Н. Ф. Павлова. В 1839 году вышел в свет второй сборник Павлова – «Новые повести», обнаруживший достаточно резкое перемещение художественных интересов автора из сферы социальных конфликтов (при сохранении критического отношения ко многим сторонам общественной жизни и, в частности, жизни света) в сферу психологии. Павлов остался верен своим взглядам на современное ему общество, как на больное, в котором господствуют эгоизм, стяжательство, корыстолюбие, презрение к человеку не знатному, не сановному, не титулованному.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Центральная тема «Ятагана». Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Павлов > Центральная тема «Ятагана»
Николай Павлов

Николай  Павлов


Сочинение на тему Центральная тема «Ятагана», Павлов