Роман антиутопия в русской литературе Андрей Платонов - сочинение
После революции 1917 года русская литература стала пополняться произведениями нового направления — социалистического реализма. Труды советских писателей повествовали о событиях гражданской войны, коллективизации, о строительстве нового мира. Но для этого же периода характерно появление произведений, авторы которых высказывали сомнения в правомерности совершаемых государством действий, пророчески предупреждая об опасностях, поджидавших теорию социализма на пути превращения ее в действительность.
Прогнозы осуществления социалистической идеи, представляли собой довольно неожиданную и безотрадную картину. Жанр подобных произведений был назван «антиутопией» в сопоставлении с утопическими произведениями прошлого. В отличие от утопии, то есть, изображения идеального общества, антиутопия отображает эпохальные события в их истинном и даже немного утрированном свете, ставят человека перед нравственным выбором. Зарубежная литература знаменита такими произведениями подобного жанра, как: «О дивный новый мир» О. Хаксли, «Скотный двор» и «1984» Дж. Оруэлла.
В русской литературе главными произведениями-антиутопиями являются роман Евгения Замятина «Мы» и повесть Андрея Платонова «Котлован». В течение длительного периода они были под запретом. Но в настоящий момент именно эти произведения дают возможность читателю осмыслить трагедию человека в тоталитарном государстве. Уже в первые послереволюционные годы, наполненные вдохновением созидания светлого будущего, писатели сумели спрогнозировать неминуемую катастрофу казарменного социализма.
Временные рамки повествования в повести «Котлован» предельно сжаты. Но автор сумел довольно емко осветить в нем важные для себя философские, социальные и нравственные проблемы.
Главный герой повести Вощев — человек думающий, критически оценивающий все, что происходит вокруг. Он принимает участие в строительстве общепролетарского дома — потенциального Дома Счастья. Именно об этом — о счастье, мечтают пролетарии-энтузиасты, задействованные в рытье котлована для будущего дома. Есть мечта: «Детство вырастет, радость сделается мыслью и будущий человек найдет себе покой в этом прочном доме...». И есть реальность: «уныло и жарко начинался долгий день; солнце, как слепота, находилось над низовою бедностью земли; но другого места для жизни не было дано». Люди жертвуют своим здоровьем, они «...были худы, как умершие, тесное место меж кожей и костями у каждого было занято жилами, и по толщине жил было видно, как много крови они должны пропускать во время напряжения труда и все-таки верят, что счастье есть, что оно возможно». Строители котлована работают не для себя, они смотрят в будущее, готовят счастье для новых поколений: «Пусть сейчас жизнь уходит, как теченье дыханья, но зато посредством устройства дома ее можно организовать впрок — для будущего неподвижного счастья и для детства». Ради будущего, ради мечты попираются личные интересы. Через все произведение проходит всеобщая надежда, что еще немного усилий, и оно наступит, это «будущее неподвижное счастье». Но мечты разбиваются, сталкиваясь с суровой реальностью. Люди, строящие утопический город счастья, с каждым своим шагом уничтожают надежду на чудо. Небрежное отношение к собственной личности, забвение собственной жизни ради эфемерного «общепролетарского» счастья порождают такое же отношение к другим людям. Для творцов будущего не имеет значения ценность отдельно взятой человеческой жизни. «Ты кончился, Сафронов! Ну и что ж? Все равно я ведь остался, буду теперь как ты. Ты вполне можешь не существовать»,— вот такая эпитафия на смерть собрата.
Но что же это за счастье, на создание которого затрачены такие силы. По общему мнению, оно должно быть одинаковым и неизменным для всех, остановленным и бесповоротным. Общепролетарский дом призван «организовать жизнь впрок для будущего неподвижного счастья». Один из героев «счастье будущего» представлял себе в виде «синего лета, освещенного неподвижным солнцем».
Но все мечты о счастье исчезают со смертью Насти — девочки, олицетворявшей то новое поколение, для которого строители жертвовали собой и другими.
«Вощев стал в недоумении над этим утихшим ребенком,— он уже не знал, где теперь будет коммунизм на свете, если его нет сначала в детском чувстве и в убежденном впечатлении? Зачем ему теперь нужен смысл жизни и истина всемирного происхождения, если нет маленького, верного человека, в котором истина стала бы радостью и движением?» Таким образом, писатель указывает на то, что только ценность человеческой жизни может стать мерилом счастья. «Не убывают ли люди в чувстве своей жизни, когда прибывают постройки? Дом человек построит, а сам расстроится. Кто жить тогда будет? »
Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений
Сохранить сочинение:
Сочинение по вашей теме Роман антиутопия в русской литературе Андрей Платонов. Поищите еще с сайта похожие.
Сочинения
> Платонов
> Роман антиутопия в русской литературе Андрей Платонов