А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Идейно художественное своеобразие повести А И Куприна «Поединок» - сочинение



А. Куприн писал свою повесть «Поединок» во времена Русско-японской войны, в период перед первой русской революцией. Появление этого произведения вызвало брожение в обществе, поскольку в нем писатель «покушался» на святая святых основ самодержавия — армию. Повесть сравнительно (небольшая по объему, но в ней затрагиваются такие важные проблемы, как общественное неравенство людей, взаимоотношения между человеком и обществом, в котором он живет, представителями интеллигенции и простого народа. Поэтому «Поединок» нельзя назвать только военной повестью. Сюжет произведения построен на том, что честный молодой офицер Ромашов, попадая в различные неловкие ситуации, начинает задумываться над тем, что отношения между людьми строятся неправильно. Он мечтает о том, что сделает блестящую карьеру и будет сторониться общества офицеров-картежников. Все, что происходит в армии, ему непонятно и вызывает чувство неприятия. Но сам Ромашов, несмотря на свои романтические мечты, затянутый военной средой, ведет совсем другую жизнь: он пьет водку, имеет связь с полковой дамой Раисой Петерсон. Но такая жизнь тяготит его. «... сам подпоручик (Ромашов пьет много водки в собрании, имеет длинную, грязную и скучную связь с полковой дамой, с которой вместе обманывает ее чахоточного и ревнивого мужа, играет в штосс и все чаще и чаще тяготится и службой, и товарищами, и собственной жизнью».

Он чувствует, что духовно опускается. Ромашов приходит к мысли о протесте против мещанства и пошлости. Совсем по-другому смотрит на это Александра Петровна, или Шурочка, жена поручика Николаева, в которую влюблен Ромашов. Ее тоже преследует ощущение духовного падения, но она старается приспособиться к этой мещанской среде, хотя внешне выказывает протест: «Поймите меня! Остаться здесь — это значит опуститься, стать полковой дамой, ходить на ваши дикие вечера, сплетничать, интриговать й злиться по поводу разных суточных и прогонных... каких-то грошей!., бррр... устраивать поочередно с приятельницами эти пошлые «балки», играть в винт... Вот, вы говорите, у нас уютно. Да посмотрите же, ради бога, на это мещанское благополучие! Эти филе и гипюрчики — я их сама связала, это платье, которое я сама переделывала, этот омерзительный мохнатенький ковер из кусочков... все это гадость, гадость!» Куприн неоднозначно относится к Шурочке, но ему ближе «безрассудное благородство и благородное безволие» подпоручика Ромашова. Ведь он сопротивляется несправедливости, мещанскому существованию. Его мечты и планы романтичны и наивны, не продуманы, а потому не могут быть реализованы.

Только после встречи с солдатом Хлебниковым, после того как Ромашов увидел, как человек готов пойти на самоубийство, он начинает действовать. «С этой ночи в Ромашове произошел глубокий душевный надлом. Он стал уединяться от общества офицеров, обедал большею частью дома, совсем не ходил на танцевальные вечера в собрание и перестал пить. Он точно созрел, сделался старше и серьезнее за последние дни и сам замечал это по тому грустному и ровному спокойствию, с которым он теперь относился к людям и явлениям». Подпоручик потрясен тем, что человек видит в самоубийстве единственный выход, единственное избавление от мук.
Жалкий вид Хлебникова, его страдания заставляют Ромашова задуматься над судьбой и участью простого народа. Подпоручик берется покровительствовать несчастному солдату, но его отношение к нему во многом неопределенно. Он пытается говорить с Хлебниковым о справедливости и человечности, но его гуманизм размыт и абстрактен, а призыв сострадать выглядит наивно.


 
Ромашов приходит к мысли, что армия в мирное время не приносит никакой пользы, а ест чужой хлеб. «Ромашов начинал понемногу понимать, что вся военная служба с ее призрачной доблестью создана жестоким, позорным всечеловеческим недоразумением. «Каким образом может существф^Н сословие, — спрашивал сам себя Ромашов, — которое в мирное время, не принося ни одной крошечки пользы, поедает чужой хлеб и чужое мясо, одевается в чужие одежды, живет в чужих домах, а в военнное время — идет бессмысленно убивать и калечить таких же людей, как они сами?» Повесть «Поединок» во многом продолжает традиции Л. Н. Толстого. Традиции эти заключамЯ в психологическом анализе. Герой произведения протестует против увиденной им несправедливоаН но вместе с ним протестует и автор произведения. В «Поединке» это монологи Назанского. Этот янно пьющий человек говорит о несправедливости, о пошлости, о духовной деградации. «...Ненавижу, например, военную службу, но служу. Почему я служу? Да черт его знает почему! Потому что и с детства твердили и теперь все кругом говорят, что самое главное в жизни— это служить и быть В сытым и хорошо одетым. А философия, говорят они, это чепуха, это хорошо тому, кому нечего делал кому маменька оставила наследство. И вот я делаю вещи, к которым у меня совершенно не душа, исполняю ради животного страха жизни приказания, которые мне кажутся порой жестокими, а порой бессмысленными. Мое существование однообразно, как забор, и серо, как солдатское сум, Я не смею задуматься, — не говорю о том, чтобы рассуждать вслух, — о любви, о красоте, о моих отношениях к человечеству, о природе, о равенстве и счастии людей, о поэзии, о боге. Они смеются ха-ха-ха, это все философия!..» Наэанский — герой-резонер, т. е. он является выразителем идей автора. Введение такого героя в повесть является приемом, который Куприн также позаимствовал у Толстого. К Назанскому нельзя относиться однозначно. С одной стороны, он носитель социальной этики, произносит критические монологи, в нем много романтического, он презирает и ненавидит военную службу, ценит красоту, верит в настоящую любовь, но, с другой стороны, он пьяница и ничего не может изменить в своей жизни. Таким образом, и для Назанского, и для Ромашова есть только один выход, чтобы не быть морально погубленными, — порвать все связи с обществом, в котором они живут. Таково идейно-художественное своеобразие повести Куприна «Поединок».





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Идейно художественное своеобразие повести А И Куприна «Поединок». Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Поединок > Идейно художественное своеобразие повести А И Куприна «Поединок»
Поединок

Поединок


Сочинение на тему Идейно художественное своеобразие повести А И Куприна «Поединок», Поединок