А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сочинение в изложением по повести Куприна «Поединок» - сочинение



К началу XX века скитания Куприна по Руси заканчиваются. В 1898 году молодой писатель приезжает в Ялту, где знакомится с Чеховым, а через него и с другими писателями реалистического направления - Н. Г. Гариным-Михайловским, С. Я. Елпатьевским, Н. Д. Телешовым. В 90 году Куприн начинает сотрудничество в «Журнале для всех». Начинается многолетняя дружба молодого писателя с Буниным, сыгравшая немалую роль в развитии художественного мастерства Куприна. В 1899 году происходит еще одно важное событие в биографии Куприна - его знакомство с Горьким. В 1903 году в издательстве «Знание» выходит первый том «Рассказов» Куприна, а в 1905 году в 6-м томе сборника «Знание» публикуется его повесть «Поединок».

Пафос этой повести обусловлен был не только силой давних армейских впечатлений Куприна, но и теми новыми общественными настроениями, которые возникали в пору мощного революционного подъема и поражения самодержавия в русско-японской войне. В широких демократических слоях все более нарастало острое недовольство правительственной политикой, усиливался протест против деспотического строя царской России. Своевременность и общественная ценность произведения Куприна и заключалась в том, что он правдиво и ярко показал внутреннее разложение царской армии, этого оплота самодержавного режима. Немалую роль во время работы над повестью сыграли советы и личное влияние Горького, знакомство Куприна с его художественной и публицистической деятельностью этих лет. 5 мая 1905 года Куприн писал Алексею Максимовичу - «Завтра выходит VI сборник «Знания»… Теперь, наконец, когда уже все окончено, я могу сказать, что все смелое и буйное в моей повести принадлежит Вам. Если бы Вы знали, как многому я научился от Вас и как я признателен Вам за это».

Герой повести «Поединок» - молодой поручик Ромашов, в отличие от Боброва («Молох»), показан в процессе духовного роста, постепенного прозрения, высвобождения из-под власти консервативно-традиционных понятий и представлений своего круга. В начале повести он, несмотря на присущую ему доброту и чистый ясный ум, наивно делит всех на «людей черной и белой кости», тешит себя мыслью о принадлежности к особой, высшей касте. По мере того как рассеиваются ложные иллюзии, Ромашов начинает размышлять о порочности армейских порядков, о несправедливости всего строя общественных отношений. У него возникает чувство одиночества, страстное отрицание нечеловечески грязной, дикой жизни. Жестокий Осадчий, буйный Бек-Агамалов, унылый Лещенко, франтоватый Бобетинский, армейский служака и пьяница Слива - все эти офицеры, выведенные в повести, показаны чуждыми правдоискателю Ромашову. В условиях произвола и бесправия они теряют не только подлинное представление о чести, но и человеческий облик. Это особенно сказывается в их отношениях к солдатам. В повести проходит целый ряд эпизодов солдатской муштры, уроков «словесности», подготовки к смотру, когда офицеры особенно жестоко бьют солдат, разбивают барабанные перепонки, сваливают кулаками на землю, заставляют «веселиться» изнемогающих от жары, задерганных людей.

Среди всех этих офицеров выделяется подполковник Назанский, своеобразный философ и теоретик. В его противоречивых воззрениях немало от раздумий самого Куприна. Резко критически высказывается Назанский о царской армии, ненавидит пошлость и невежество, мечтает об освобождении человеческого «Я» от пут прогнившего общества. В его пламенных монологах звучит призыв навсегда покончить с гнусным «двухголовым чудовищем» деспотизма и насилия. Как бы отталкиваясь от упадочничества декадентов, Назанский прославляет жизнь и её радости.


 
Однако в его проповеди «абсолютной свободы» человеческого духа содержатся и ложные представления анархического индивидуализма, слышится насмешка над гуманистическими побуждениями борцов за лучшее будущее человечества. «…Любовь к человечеству выгорела и вычадилась из человеческих сердец,- говорит он,- на смену ей идет новая божественная вера, которая пребудет бессмертной до конца мира. Это любовь к себе, к своему прекрасному телу, к бесконечному богатству своих чувств… какой интерес заставит меня разбивать голову ради счастья людей тридцать второго столетия?» Отмечая, что в своем произведении Куприн дал талантливую картину «современной порочной и уродливой жизни», выразил сочувствие борьбе угнетенных классов за освобождение, В. Боровский в то же время указывал на сбивчивость и непоследовательность идейно-эстетической позиции автора, окружавшего ореолом Назанского с его проповедью индивидуалистско-анархической свободы от общественных обязательств. Действительно, образ Назанского в повести романтизирован, хотя Куприн и сам чувствовал слабость философии своего героя и не был вполне удовлетворен созданным характером. Ромашов в монологах офицера-«теоретика» находит близкие ему мысли. Утверждение свободы и достоинства человеческого «Я» не только созвучно его протесту против пошлости и нивелировки царской военщиной, но и заставляет пристально вглядываться в лица солдат, думать об их индивидуальности, размышлять об их подлинных интересах и стремлениях. В отличие от Назанского Ромашов не может остановиться на индивидуалистическом отказе от заботы о своем ближнем. Он понимает, что солдаты «обезличены и придавлены собственным невежеством, общим рабством, начальническим равнодушием, произволом и насилием». Сцену встречи Ромашова с замученным, избитым солдатом Хлебниковым, пытавшимся броситься под поезд, и их откровенный ночной разговор К. Паустовский справедливо относит к «одной из лучших сцен в русской литературе», которую нельзя читать без «глубокой внутренней дрожи». Большого смысла исполнена эта сцена, в которой офицер признает в солдате друга и брата, забывая о социальных и кастовых преградах между ними. Остро поставив вопрос о судьбе Хлебникова, Ромашов умирает так и не найдя ответа, какими же путями надо идти к освобождению. Смертельная для него дуэль с офицером Николаевым является как бы логическим следствием нарастающего конфликта героя повести с военно-офицерской кастой, со всей позорной, нелепой системой царской армии. Непосредственный повод дуэли связан с любовью Ромашова к Александре Петровне Николаевой (Шурочке). Это один из интереснейших женских образов в творчестве Куприна. Среди пошлых полковых дам Шурочка выделяется своей индивидуальностью, гордым умом, изяществом облика. Но и на её представлениях лежит печать буржуазного мира. Все ее помыслы отданы тому, чтобы обеспечить карьеру мужа и добиться блестящего положения в столичном «высшем» свете. Ради этого Шурочка подавляет в себе лучшие человеческие чувства, настойчиво заставляет своего тупицу-мужа готовиться к экзаменам в военную академию и устраняет с его пути все препятствия. Помешав Ромашову уклониться от дуэли, ибо это повредило бы карьере мужа, Шурочка становится причиной гибели любимого человека. По превосходному знанию типов и атмосферы старой армии Куприн не имел себе равных в тогдашней русской литературе.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Сочинение в изложением по повести Куприна «Поединок». Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Поединок > Сочинение в изложением по повести Куприна «Поединок»
Поединок

Поединок


Сочинение на тему Сочинение в изложением по повести Куприна «Поединок», Поединок