«Полтавой» Пушкин создавал, вслед за своей же исторической трагедией о царе Борисе, дотоле отсутствовавший в литературе синтетический вид исторической поэмы. Причем сама на первый взгляд действительно странная и совершенно необычная композиция «Полтавы» (из главы «Планы» мы знаем, что Пушкин пришел к ней не сразу) - перерастание узко-личной любовной драмы Мазепы и Марии в героическую патетику Полтавской битвы - явно не случайна, а, наоборот, соответствует глубокому идейному смыслу произведения и даже прямо несет в себе и раскрывает собой этот внутренний его смысл. Пушкин отнюдь не бросает по ходу поэмы, как это может на первый взгляд показаться, любовного сюжета и не переходит полностью к моментам героическим. Реализация любовной фабулы «Полтавы» доводится им до самого конца и отличается той же стройностью и почти математической симметрией, которая, как мы уже знаем, вообще ему так свойственна. Поэма открывается описанием богатства и довольства Кочубея, в том числе и его главного сокровища - красавицы дочери:
* Богат и славен Кочубей…
* Кругом Полтавы хутора
* Окружены его садами,
* И много у него добра,
* Мехов, атласа, серебра
* И на виду и под замками.
* Но Кочубей богат и горд
* Не долгогривыми конями,
* Не златом, данью крымских орд,
* Не родовыми хуторами,-
* Прекрасной дочерью своей
* Гордится старый Кочубей.
* И дальше следует портрет Марии:
* …в Полтаве нет
* Красавицы, Марии равной.
* Она свежа, как вешний цвет,
* Взлелеянный в тени дубравной.
* Как тополь киевских высот,
* Она стройна. Ее движенья
* То лебедя пустынных вод
* Напоминают плавный ход,
* То лани быстрые стремленья.
* Как пена, грудь ее бела.
* Вокруг высокого чела,
* Как тучи, локоны чернеют.
* Звездой блестят ее глаза;
* Ее уста, как роза, рдеют.
Заканчивается поэма тем же, чем и началась: перед Мазепой, а значит и перед нами, снова - хутор Кочубея:
* Пред ними хутор…
* Что же вдруг
* Мазепа будто испугался?
* Что мимо хутора помчался
* Он стороной во весь опор?
* Иль этот запустелый двор,
* И дом, и сад уединенный,
* И в поле отпертая дверь
* Какой-нибудь рассказ забвенный
* Ему напомнили теперь?
* Святой невинности губитель!
* Узнал ли ты сию обитель,
* Сей дом, веселый прежде дом,
* Где ты, вином разгоряченный,
* Семьей счастливой окруженный,
* Шутил бывало за столом?
* Узнал ля ты приют укромный,
* Где мирный ангел обитал,
* И сад, откуда ночью темной
* Ты вывел в степь… Узнал, узнал!
Через некоторое время появляется и Мария:
* Пред ним с развитыми власами,
* Сверкая впалыми глазами,
* Вся в рубище, худа, бледна,
* Стоит, луной освещена…
В результате в самом конце поэмы и перед Мазепой, и перед читателями как бы снова проносится в сжатом, сконцентрированном виде все ее основное фабульно-романическое содержание. В то же время параллелизм, перекличка начала и конца поэмы, резко подчеркивает ужасные перемены, во всем происшедшие. Там - богатство, слава, красавица дочь; здесь - картина полного разорения, запустения, гибели и живой призрак одичавшей, безумной Марии. На этом страшном контрасте выступает со всей рельефностью образ Мазепы - «губителя», «злодея» не только в большом, государственно-политическом, но и в личном плане.
Подобным построением финала поэмы любовно-романическая фабула «Полтавы», оборванная было в кон це второй песни (исчезновение Марии) и уступившая место изображению исторических событий - картине Полтавского боя, художественно досказывается поэтом до самого конца.
И вместе с тем, не нарушая стройности этой композиции, в третьей песни - описание Полтавской битвы- происходит не только переключение поэмы в новый, героический план, но и как бы перенос ее в новое измерение. Вначале, как уже сказано, Пушкин хотел было назвать свою поэму «Мазепа», однако затем он изменил это намерение и назвал ее «Полтава». И это тоже глубоко не случайно. Несмотря на то, что большую часть пространства «Полтавы» заполняет любовная история Мазепы и Марии, что описание самой Полтавской битвы композиционно сдвинуто почти в конец поэмы, именно она является не только высшей кульминацией, но и внутренним идейным стержнем всего произведения Пушкина.
Из душного и мрачного мира мелких интересов, эгоистических целей и узко личных страстей - «отвратительного» мира Мазепы, в котором, по словам самого Пушкина, нет «ничего утешительного», поэт выводит нас в третьей песни поэмы на широкие просторы большого национально-исторического и народного дела. В этом смысл и всего, столь поразившего многих критиков, необычного построения пушкинской поэмы. С полной отчетливостью раскрывается этот смысл в знаменательном эпилоге «Полтавы»:
* Прошло сто лет - и что ж осталось
* От сильных, гордых сих мужей,
* Столь полных волею страстей?
* Их поколенье миновалось
* И с ним исчез кровавый след
* Усилий, бедствий и побед.
* В гражданстве северной державы,
* В ее воинственной судьбе,
* Лишь ты воздвиг, герой Полтавы,
* Огромный памятник себе.
Все, что движимо узко-личными, эгоистическими целями, хищническими и корыстными страстями, - все это проходит, теряется без остатка. Только большими патриотическими делами во благо родины и народа исторический деятель может создать себе нерушимый памятник, - вот что говорит нам Пушкин не только сюжетами, образами, но и самой композицией своей поэмы.
Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений
Сохранить сочинение:
Сочинение по вашей теме Художественное построение поэмы «Полтава». Поищите еще с сайта похожие.