А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Утро изменившее жизнь (по рассказу А Н Толстого «После бала») - сочинение


Рассказ «После бала» был написан великим русским писателем Л. Н. Толстым в 1903 г., а опубликован после его смерти. Произведение имеет под собой реальную основу. Брат Толстого Сергей Николаевич был влюблен в дочь высокопоставленного военного и собирался на ней жениться. Однако после того как случайно стал свидетелем наказания, которым распоряжался ее отец, оставил эту мысль.

Не сразу рассказ получил свое название. Несколько раз Толстой переименовывал произведение: «Отец и дочь», «А вы говорите», пока не остановился на названии «После бала». Это название как; нельзя лучше отразило внутренний мир главного героя, смену его мировоззрения под влиянием «случая», произошедшего после бала. «Вся жизнь переменилась от одной ночи, или скорее утра».

В этом произведении Толстой беспощадно критикует общественный строй 40-х гг. XIX в. — время правления Николая I Палкина. Так прозвали царя за то, что в армии существовала жестокая палочная дисциплина. События, которые освещаются в рассказе, происходят в доме губернского предводителя. Толстой описывает бал, на котором присутствует Иван Васильевич — представитель дворянского сословия и прогрессивной думающей молодежи того времени. Герой рассказывает о памятном дне, который определил всю его дальнейшую судьбу. Рассказ построен на контрастах. С одной стороны, «бал чудесный: зала прекрасная с хорами, музыканты — знаменитые в то время крепостные помещика- любителя, буфет великолепный и разливанное море шампанского», нарядные гости, в центре красавица Варенька, в которую влюблен Иван Васильевич. «Она была в белом платье с розовым поясом, белых лайковых перчатках, немного не доходивших до худых, острых локтей, и в белых атласных башмачках».

В состоянии влюбленности он воспринимает все в розовом цвете. Он восхищен обстановкой бала, хозяйкой и всеми гостями. По сути дела атмосфера бала — это атмосфера всей жизни Ивана Василь- евича и людей его круга, беспечная, легкомысленная, богатая. «Учились и веселились», — говорит о своей молодости. Ивану Васильевичу доброжелательными кажутся отношения между всеми участниками бала. Он сравнивает людей света с царственными особами. Хозяйка, как портрет Елизаветы Петровны, отец Вареньки с белыми, как у Николая I подвитыми усами: «Отец Вареньки был очень красивый, статный, высокий и свежий старик. Лицо у него было очень румяное, с белыми a la Nicolas I  усами, белыми же, подведенными к усам бакенбардами и с зачесанными вперед височками, та же ласковая, радостная улыбка, как и у дочери, была в его блестящих глазах и губах». Полковника в доме губернского предводителя принимают как дорогого гостя, своего человека, корю любят и уважают со времен его молодости.

Кульминационным моментом рассказа становится сцена наказания. Эта сцена является перелом- Гной в мировосприятии главного героя. Перед ним раскрывается другая сторона жизни народа, а главное, перед ним раскрываются способы приведения этого народа в повиновение. Толстой рисует эту картину в темных тонах: «на предрассветной улице в тумане он увидел много черных людей». «Татарина обвиняют за побег», — сердито сказал кузнец, взглядывая в конец рядов». В этой сцене тоже противопоставлены офицеры, сам полковник, унтер-офицеры с одной стороны, с другой — солдаты, пригнанные для свершения расправы, и сам наказуемый. Иван Васильевич и кузнец не могут остаться равнодушными к происходящему, но предпринять ничего не могут. Иван Васильевич испытывает стыд, кузнец восклицает: «О Господи». Интересна реакция полковника, когда он, оглянувшись, увидел, что за ним наблюдают: «Делая вид, что он не знает меня, он, грозно и злобно нахмурившись, поспешно отвернулся».


 
Отношение Ивана Васильевича Толстой передает определенным набором красок и звуков: туман, много черных людей, нехорошая музыка, неестественно мокрое, красное, пестрое тело. «...Я увидал..., по направлению гулянья, что-то большое, черное и услыхал доносившиеся оттуда звуки флейты и барабана. В душе у меня все время пело, и изредка слышался мотив мазурки. Но это была какая-то другая, жесткая, нехорошая музыка». В этой сцене народ унижен, доведен до пассивного молчания, и «я видел, как полковник своей сильной рукой в замшевой перчатке бил по лицу испуганного, малорослого, слабосильного солдата...» Иван Васильевич не остался равнодушным к этому конфликту, и какую-то меру взял на себя в оценке происходящего, ощутил свою косвенную причастность к творимому на его глазах злодеянию; «на сердце была почти физическая, доходившая почти до тошноты тоска». Но занимаемое положение Иваном Васильевичем и полученное воспитание мешают ему разобраться в противоречии жизни, понять истоки социальной несправедливости. «Вся моя жизнь сложилась так, а не иначе, не от среды, а совсем от другого». Иван Васильевич отказывается от службы, не женится на Вареньке, у него не складывается ни личная, ни общественная жизнь, так как он себя ограждает от этой жизни: «...не мог поступить в военную службу, как хотел прежде, и не только не служил в военной, но нигде не служил и никуда, как видите, не годился». Но не только об этом говорит Толстой. Для писателя важно показать, что жестокость идет от общества. Полковник — человек своего времени, конечно, это не оправдывает его жестокости, но нельзя и не заметить, что на бапу он пользовался вполне искренним уважением окружающих. Толстой выступал не только против жестокости в обращении с солдатами, но ставил перед собой более важную гуманистическую задачу: «Если мы прямо поглядим на прошедшее, нам откроется и наше настоящее... Если мы не будем говорить: зачем поминать? и не будем заслонять дел людских прошедшего воображаемыми пользами для различных фикций, мы поймем то, что делалось прежде, поймем и то, что делается теперь». Таким образом, великий гуманист Толстой призывал искать причины социальной несправедливости как в обществе, так и в себе.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Утро изменившее жизнь (по рассказу А Н Толстого «После бала»). Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > После бала > Утро изменившее жизнь (по рассказу А Н Толстого «После бала»)
После бала

После бала


Сочинение на тему Утро изменившее жизнь (по рассказу А Н Толстого «После бала»), После бала