Анализ эпизода "Сон Раскольникова" по роману Ф Достоевского "Преступление и наказание" - сочинение
Описание сна литературного героя — прием, часто используемый писателями и поэтами для более глубокого раскрытия образа своего персонажа. Пушкин приводит Татьяну Ларину в ее сне к странной избушке, стоящей в таинственном лесу, открывая нам русскую душу девушки, выросшей на сказках и преданиях «простонародной старины». Гончаров дарует Обломову возвращение в детство, в безмятежный рай Обломовки, посвятив сну героя целую главу. В снах Веры Павловны воплощает свои утопические мечты Чернышевский. Сны литературных персонажей сближают нас с ними, помогают проникнуть в их внутренний мир, понять первопричины тех или иных поступков. Прочитав роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, я поняла, что осмысление образа Раскольникова, его мятущейся души было бы неполным без постижения глубины его подсознания, отраженной в снах этого героя.
В «Преступлении и наказании» описано четыре сна Родиона Раскольникова, но я хочу рассмотреть и проанализировать первый сон, приснившийся герою после того, как он принял окончательное решение подтвердить свою теорию о «дрожащих тварях» и «право имеющих», то есть решение убить старуху-процентщицу. Страшась самого слова «убийство», он постоянно спрашивает себя: «...да разве то будет?». Сама возможность осуществить задуманное ввергает его в ужас, но, пытаясь доказать себе, что он принадлежит к касте высших существ, смеющих пролить «кровь по совести», Раскольников храбрится и подстегивает свое самолюбие мыслями о спасении множества убогих, когда именно он выступит в роли благородного спасителя. Но сон Родиона, описанный Достоевским, сводит на нет все циничные рассуждения героя, открывая нам его ранимую, беспомощную в своем заблуждении душу.
Раскольникову снится его детство, родной городок. Детство обычно ассоциируется с самым беззаботным периодом жизни, лишенным необходимости принимать жизненно важные решения, брать на себя всю ответственность за свои поступки. И не случайно именно в детство возвращается Раскольников во сне. Уже по этому можно судить, что проблемы взрослой жизни его угнетают, он хочет отказаться от них, не знать их вовсе. Кроме того, детство подразумевает инстинктивное разграничивание добра и зла. Символичен и образ отца, с которым идет во сне маленький Родион. Ведь отец — традиционно символ защиты, безопасности. Кабак, мимо которого они проходят, и пьяные мужики, выбегающие оттуда,— это уже образы реального мира, измучившего героя. Один из мужиков, Миколка, приглашает остальных прокатиться на его телеге, в которую впряжена «маленькая, тощая саврасая крестьянская клячонка». Все соглашаются и садятся. Миколка бьет лошадь, заставляя ее тянуть телегу, но из-за хилости та не может идти даже шагом. Мальчик с ужасом видит, как лошадь «секут по глазам, по самым глазам!». Среди криков пьяной толпы слышится «Топором ее, чего!». Тогда хозяин с остервенением добивает клячу. Раскольников-ребенок смотрит на все происходящее в жутком страхе, потом в порыве жалости и возмущения бросается защищать лошадь, но, увы, слишком поздно. Атмосфера вокруг происходящего раскалена до предела. С одной стороны — злобная агрессия пьяной толпы, с другой — непереносимое отчаяние ребенка, на глазах которого осуществляется страшное в своей жестокости действо, сотрясающее его душу жалостью к «бедной лошадке». И в центре всего — ужас и слезы добиваемой клячи. Для передачи экспрессивности эпизода писатель почти каждую фразу заканчивает восклицательным знаком.
Сон, прежде всего, показывает нам неприятие убийства натурой Раскольникова. И весь смысл его, на первый взгляд, состоит в раскрытии истинного душевного состояния героя, который, проснувшись, даже обращается с молитвой к Богу: «Господи... покажи мне путь мой, а я отрекаюсь от этой проклятой... мечты моей!». Однако студент все-таки осуществит свой страшный план, и здесь можно разглядеть второй, скрытый, смысл сновидения. Ведь в этом сне, как и в реальной жизни Раскольникова, идет речь о возможности распоряжаться чужой жизнью — в данном случае жизнью лошади. Лошадь — никчемное и бесполезное, в силу ее слабосильности, существо: «.. .а кобыленка этта, братцы, только сердце мое надрывает: так бы, кажись, ее и убил, даром хлеб ест». Так же как и «глупая, бессмысленная, ничтожная, злая, больная старушонка, никому не нужная и, напротив, всем вредная, которая сама не знает, для чего живет, и которая завтра же сама собой умрет». Жизнь ее в представлении Раскольникова равняется «жизни вши, таракана».
Таким образом, первый сон Раскольникова, с одной стороны, открывает герою весь ужас задуманного им, с другой — подталкивает его к совершению преступления. Но по мере развития сюжета Достоевский приводит нас к мысли о верности лишь первого значения сна — крика души о недопустимости злодеяний.
Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений
Сохранить сочинение:
Сочинение по вашей теме Анализ эпизода "Сон Раскольникова" по роману Ф Достоевского "Преступление и наказание". Поищите еще с сайта похожие.