А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Анализ эпизода из романа "Преступление и наказание" ч IV гл 1 - сочинение


Роман «Преступление и наказание», как и все творчество Ф. М. Достоевского, является грозным предупреждением о той страшной опасности, которую несет с собой осуществление идеи Раскольникова стать выше мира и навсегда «сломать то, что надо».
Кровь «по совести» («все позволено» — продолжает «новое слово» Раскольникова Иван Карамазов) приводит к «отъединению», ничем не насыщаемому эгоизму, насилию, служащему средством утверждения своей «единственности» (по Максу Штирнеру) и, наконец, к всеобщей катастрофе и гибели мира (вспомним последний сон Раскольникова).
Такой итог видит Достоевский. Но по-иному думает сам главный герой, ведь для него подобный бунт — единственное средство противостоять злу и несправедливости этого мира. В этом заключается и его самообман. Он сам убедил себя в благородстве своей идеи, сам сделал ее мерилом всего существующего. Тем более и наказан Раскольников, когда видит свою непригодность своей идеи, невозможность привести в действие свою «казуистику», сравнивая себя с «тварью дрожащей» и находя свою вину в том, что «не переступил, на той стороне остался». Но кем бы он был, если бы хватило силы переступить?

На этот вопрос Достоевский отвечает, показывая нам двойников Раскольникова.
Аркадий Иванович Свидригайлов, помещик-вдовец, как утверждают некоторые, отравивший свою жену, сам говорит: «Мы одного поля ягоды». Все время Раскольникова что-то притягивает к нему, что-то он хочет увидеть в Свидригайлове, не осознавая, что тот — «частный случай» его идеи. В Свидригайлове Раскольникова возмущают, поражают неприкрытый цинизм, та низость, с которой он рассказывает о жертвах своего сладострастия. «Шиллер-то, Шиллер-то наш, Шиллер-то! — восклицает Свидригайлов. — Понимаю, какие у вас вопросы в ходу: нравственные что ли? вопросы человека и гражданина? А вы их побоку: зачем они вам теперь-то? Затем, что вы еще гражданин и человек? А коли так, так и соваться не надо было: нечего не за свое дело браться!»
Это стало ясно и самому Раскольникову, потому и не смог он «переступить», «убил, но не переступил», ведь он все еще «гражданин и человек».

А Свидригайлов переступил, избавил себя от «вопросов человека и гражданина» и теперь для удовлетворения своего сладострастия губит девочку, отравляет Марфу Петровну, замышляет насилие над Дуней.

Свидригайлов признает раскольниковскую идею своей, освобождает ее от ненужного, на его взгляд, романтизма: «Единичное злодейство позволительно, коли цель хороша». Но освобождение себя от укоров совести не проходит бесследно; как показывает Достоевский, его результат — сначала духовная, а потом и физическая смерть.
Нравственно опустошенному Свидригайлову остается только закончить жизнь самоубийством, а Раскольников остается жить, несмотря на то, что в ту ночь он тоже был на грани самоуничтожения говорит: возлюби прежде всех одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано». Раскольникова возмущает такая точка зрения («Выходит и людей резать можно?»), он считает ее эгоистичной и бездушной, хотя и не подозревает что это суть его идеи.

Образом Лужина Достоевский выразил свое неприятие популярных в то время буржуазных идей, провозглашавших, что жизнь и смерть якобы подвластны статистике и «экономической правде». Лужин, конечно, «резать» никого не собирается, но все нравственные законы он уже преступил, сообразуясь со своей выгодой. Он клевещет на Соню самым бесчеловечным образом, но благородное сердце Раскольникова не дает совершиться произволу.

Чувства человека и гражданина, непотерянная гуманность и потребность покаяния, отличающие его от пустого Лужина и ничтожного Лебезятникова, снимающего накипь современных идей, спасает Раскольникова от душевного опустошения.

Сама жизнь в пух и прах разбивает, опровергает его бесчеловечную идею «твари дрожащей» и «право имеющего». Да, он наказан, но в этом наказании — его спасение.
Опровергая доводы своих двойников, он дошел, наконец, до опровержения своей теории и, спасаемый любовью и состраданием Сони, будем надеяться, найдет пути и средства истинного служения людям — ведь он был и остался «человеком и гражданином». И, пройдя через нечеловеческие муки и испытания, закалился и приобрел достаточно мужества, чтобы быть борцом за счастье людей.

Роман "Преступление и наказание" был написан в период "трудного времени" конца 60-х годов XIX века, когда Россия находилась в состоянии экономического и социального кризиса. Крестьянская реформа не только не сгладила, но еще больше усугубила социальные противоречия. В обществе нарастал духовный кризис. Терялись связи с вековыми традициями, смешались представления о добре и зле. Куда идти? Чего искать? Каких держаться истин? Никто ни во что не верит. Хозяевами положения становятся закон силы и власть денег, циничные собственники Свидригайловы и Лужины. Большая же часть народа опускается до уровня нищеты. Человек, неспособный подстроиться к новым законам буржуазного мира, оказывается за бортом жизни, становится частью обнищавшего народа. Но ведь каждый человек единственный и неповторимый своей судьбой.

Весьма знаменательно, что в рассматриваемом эпизоде сначала Раскольникову снится ужасный сон, а проснувшись, он видит в своей комнате Аркадия Ивановича Свидригайлова.

Раскольникову не удается изгнать непрошеного гостя. Тот желает выговориться. В юности Свидригайлов был шулером, кутил, делал долги, за которые его посадили в тюрьму. Марфа Петровна выкупила его за "тридцать тысяч сребреников". В течение семи лет они жили в деревне, никуда не выезжая. На именины жена подарила ему документ об этих тридцати тысячах, выписанный на чужое имя, а также значительную сумму денег.



 
Свидригайлов считает себя невиновным в смерти жены, но признается, что уже три раза видел привидение, на что Раскольников предлагает ему сходить к доктору. Свидригайлов считает, что "привидения — это, так сказать, клочки, отрывки других миров, их начало...". Кроме того, Свидригайлов оправдывается в своем поведении в отношении Дуни, пытается доказать, что он не преследовал невинную девушку, так как способен на глубокие чувства. Он предлагает свое содействие в расстройстве свадьбы Дуни с Лужиным, готов дать Авдотье Романовне десять тысяч рублей, которые ему не нужны. Просит Расколь-никова, чтобы он устроил ему встречу с сестрой. После этого уходит и сталкивается в дверях с Разумихиным. Достоевский, писатель-гуманист, показал, какой трагедией оборачивается новое социальное переустройство общества для простого человека. Стремление жить честно приводит к краху Мармеладовых. Чтобы хоть как-то прокормить свою семью, Соня вынуждена принести себя в жертву. Аналогична и судьба любимой сестры Раскольникова Дуни. Ради будущего своего брата она готова выйти замуж за бездушного дельца Лужина. Маленький человек оказывается незащищенным от бесчеловечных законов общества. Достоевский справедливо утверждал, что вернуться в этот мир, снова стать полноправным членом общества можно, лишь воспротивившись человеконенавистническим идеям, очистившись страданием. Вдумчиво читая роман, невольно осознаешь, как глубоко автор проник в души и сердца своих героев, как постиг человеческий характер, с какой гениальностью поведал о нравственных потрясениях главного героя. Противопоставлением характеров Мармеладовых и Лужина, Раскольникова и Разумихина, Свидригайлова и Дунечки Раскольниковой автор подчеркнул контрасты современной ему действительности с ее социальным неравенством, угнетением одних и богатством и вседозволенностью других. Роман Достоевского «Преступление и наказание» — это произведение, посвященное тому, как долго и трудно шла через страдания и ошибки мятущаяся душа человека к постижению истины. Родион Раскольников — это совсем необычный преступник. Свое преступление — убийство старухи-процентщицы — он совершает под влиянием созданной и выстраданной им системы идей, рассматривая преступление как своеобразный социально-психологический эксперимент, который должен подтвердить верность его теоретических выводов. Поэтому психологический анализ состояния преступника до и после совершения убийства неразрывно слит в романе с анализом философской теории Раскольникова. Но мотивы его преступления кроются не только в теории «сильной личности», ай в социальных условиях жизни общества. Преступление — сама жизнь общества, где царит зловещая власть денег, где все продается и покупается и принимает приличную форму законного беззакония, — общества, где почти каждый стоит перед необходимостью «переступить» нормы морали, по-своему «переступили» их Раскольников, Лужин, Свидригайлов. Сложнейшая идейная борьба нашла свое отражение на страницах романа. Г. А. Фадеев писал: «При ограниченном числе действующих лиц в романе кажется, что в нем тысячи и тысячи судеб, — весь старый Петербург виден под этим неожиданным ракурсом. Идеи столкнулись лбами». Теория «сильной личности», теория жизни дельцов и карьеристов, модные идеи прогрессистов, устроителей коммун, где явственно прослеживается полемика с Чернышевским; наиболее близкая автору мысль о счастье через страдание, терпение, веру — вся эпоха со сложнейшей идейной борьбой, страстными спорами о будущем своей страны нашла отражение в «Преступлении и наказании». Носителями этих идей стали яркие, удивительно отточенные образы Раскольникова, Сони, Лужина, Свидригайлова, Лебезятникова. «Знамением времени», выражением идейных и нравственных знаний, характерных для значительного числа представителей молодого поколения — прежде всего из городской разночинской среды, считал автор теорию «сильной личности». В первых двух частях книги писатель прослеживает те условия, в которых могла зародиться подобная идея. Особенно тонко написал Достоевский психологический портрет Раскольникова. Это одаренный от природы, честный и смелый человек. Работа мысли героя сложна и противоречива, доставляет ему массу страданий. Он болезненно горд, самолюбив, считает себя исключительной личностью. Раскольников весь поглощен идеей самостоятельно найти выход из социальных и духовных тупиков общества. Итак, сначала было Слово. Словом, была статья Раскольникова, где, размышляя о причинах существующего неравенства и несправедливости, он приходит к выводу о существовании различия между двумя разрядами людей — «обыкновенными» и «необыкновенными». Первые — абсолютное большинство — материал, «служащий единственно для зарождения себе подобных», люди, живущие в послушании. Вторые — «собственно люди» — те, кто имеет дар или талант сказать «новое слово». Все они в большей или в меньшей мере преступники. Действительно, в науке, искусстве, политике каждый незаурядный человек переступает через сложившиеся нормы. Именно за этими людьми будущее, они «двигают мир и ведут к цели». Раскольников считает, что во имя своей идеи, во имя лучшего они имеют моральное право на преступление, на кровь, на убийства. Естественно, что герой вынужден сам задуматься над вопросом: а кто я? «Тварь я дрожащая или право имею?» Жизнь поставила Раскольникова перед необходимостью твердо сказать «да» или отречься от своей преступной идеи. Здесь и письмо матери, и страшные уличные сцены, и рассказ о Соне. За Словом идет Дело — убийство старухи. Кроме ростовщицы, убитой «по плану», Раскольников убивает — «случайно» — Лизавету. «Случайно» его вину берет на себя Миколка — еще одна едва не загубленная жизнь. «Случайно» из-за преступления сына сходит с ума и умирает мать героя. Раскольников — матереубийца. Невольный? Конечно. По чувству — невольный. А по «теории двух разрядов»? И не ведала мать, что, читая статьи Роди, приговор она себе читала смертный. В довершение ко всему жизнь сталкивает Раскольникова с ненавистными ему людьми — Лужиным и Свидригайловым. А по лужинской теории «людей можно резать», но и по теории Раскольникова тоже. Оказывается, что Лужин и Раскольников — одного поля ягоды. Теория Лужина освобождает человека от ложной идеи любви к другим людям, от сознания долга личности перед обществом. Отбросив всякую мораль, она провозглашает, что единственная обязанность человека — это забота о «личном интересе», который должен стать гарантией «всеобщего преуспеяния». Ненавистен и гадок Лужин читателям, а Раскольников как бы уже не имеет морального права презирать Лужина? И сам герой понимает это! Раскольников пытается обмануть самого себя, найти в ужасной своей теории правую сторону — «хотел добра людям». Ради добра убивает Родион Лизавету! А подвернись на месте Лизаветы Соня, мать, сестра? Убил бы? И вот уже трескается монолитная его теория. За помощью обращается Раскольников к Соне, но «слабень- кая» и «немудрая» Соня не понимает его «высокой идеи», опровергает ее. Именно Соня станет спасением для души Родиона. Она разрушает, уничтожает неопределенность и смятение его духа. Не случайно, что в день воскрешения убитой души Родиона звучит тема солнца, которое, казалось, погасло для него навсегда. Вместо ночных кошмаров — весеннее утро. Вместо гроба — «облитая солнцем необозримая степь». Достоевский не показывает нравственного воскрешения Раскольникова, потому что роман не о том. Задача писателя состояла в том, чтобы показать, какую власть над человеком может иметь идея и какой страшной и преступной может быть эта идея. Поэтому жизнь по теории строить нельзя. «Живой процесс жизни» всегда опровергает идею, теорию; логика жизни всегда победит. Опровергнута «живым процессом жизни» и идея Раскольникова: «Вместо диалектики наступила жизнь, и в сознании должно было выработаться что-то совершенно другое». Таким образом, в эпилоге линия событийной борьбы доведена до развязки, отношения Раскольникова с каторжными дошли до возможности трагического конца, идея Раскольникова о праве сильной личности на преступление против нравственных норм жизни оказалась абсурдной. Жизнь победила теорию. Исход: начать новую жизнь. Почему же книга Достоевского популярна и в наши дни? Почему она все так же волнует умы и сердца современных читателей? Скорее всего потому, что мысли и идеи, заложенные Достоевским в «Преступлении и наказании», актуальны и в наши дни. Множество современных и молодых людей частенько задают себе такие же вопросы, какие задавали себе герои «Преступления и наказания». Множество людей, живущих в XX веке, стоят перед выбором: двигаться ли «по пути наименьшего сопротивления», приняв за истину то, с чем легче всего жить, или через страдания и ошибки, борьбу и неудачи, то есть тем же путем, по которому вел Достоевский своего героя, пробиться к тому единственному и вечному, что называют Истиной. Особенно актуальны идеи Достоевского в наше время, когда обезумевший мир шаг за шагом приближается к гибели не только духовной, но и физической. Что же спасет мир? Да и есть ли у мира надежда на спасение? На этот вопрос еще в XIX веке ответил Достоевский: «Красота спасет мир!»





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Анализ эпизода из романа "Преступление и наказание" ч IV гл 1. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Преступление и наказание > Анализ эпизода из романа "Преступление и наказание" ч IV гл 1
Преступление и наказание

Преступление и наказание


Сочинение на тему Анализ эпизода из романа "Преступление и наказание" ч IV гл 1, Преступление и наказание