А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
ГУМАНИЗМ Ф М ДОСТОЕВСКОГО (По роману «Преступление и наказание») - сочинение



«Своевольное убийство даже последнего из людей, самого зловредного из людей не разрешается духовной природой человека», — писал великий философ Н. Бердяев.

Достоевского, по его собственному признанию, волновала судьба «девяти десятых человечества», нравственно униженных, социально обездоленных в условиях современного ему буржуазного строя.

В романе «Преступление и наказание» изображаются картины социальных страданий городской бедноты. Крайняя нищета характеризуется тем, что «идти больше некуда». Это и'судьба Катерины Ивановны, оставшейся после смерти мужа с тремя малолетними детьми. «Плача, и рыдая, и руки ломая», она приняла предложение Мармеладова, «ибо некуда было идти». Это и судьба самого Марме-ладова. «Ведь надобно же, чтоб у всякого человека было хоть одно такое место, где и его пожалели». «... А пожалеет нас тот, кто всех пожалел и все понимал, он единый, он и судья». Трагедия отца, вынужденного принять падение дочери; судьба Сони, совершившей «подвиг преступления» над собой ради любви к близким; мучения детей, выраставших в грязном углу, рядом с пьяным отцом и умирающей матерью, ключевые сцены жизни петербургских «низов».

Допустимо ли ради счастья большинства уничтожение «ненужного» меньшинства? Достоевский всем художественным содержанием романа отвечает «нет» и последовательно опровергает теорию Раскольникова: если один человек присваивает себе право физического уничтожения ненужного меньшинства ради счастья большинства, то «простой арифметики» не получится: кроме старухи процентщицы Раскольников неожиданно убивает и Лизавету — ту самую униженную и оскорбленную, ради которой, как он пытается внушить себе, он и пошел на преступление.

 
Если Раскольников и ему подобные берут на себя такую высокую миссию защитников униженных и оскорбленных, то они неизбежно должны считать себя людьми необыкновенными, которым все позволено. Если разрешить себе «кровь по совести», то неизбежно превратишься в Свидригайлова. Свидригайлов тот же Раскольников, но уже окончательно «исправленный» от всяких предрассудков. Свидригайлов преграждает Раскольникову все пути, ведущие не только к раскаянию, но даже просто к официальной явке с повинной. И не случайно только после самоубийства Свидригайлова Раскольников учиняет эту явку с повинной. Достоевский выступает против бунта как такового. Путь в нравственном совершенствовании каждого человека. Важнейшую роль в романе играет образ Сони Мармеладовой. Деятельная любовь к ближнему, способность отозваться на чужую боль (особенно глубоко проявившаяся в сцене признания Раскольникова в убийстве) делает образ Сони идеальным. Именно с позиции этого идеала в романе и произносится приговор. Для Сони все люди имеют одинаковое право на жизнь. Никто не может добиваться счастья, своего или чужого, путем преступления. Соня, по мысли Достоевского, воплощает народное начало: терпение и смирение, безмерную любовь к человеку. Спасает и воссоединяет переступившего человека с Богом только любовь. Сила любви такова, что она может содействовать спасению даже такого нераскаявшегося грешника, как Раскольников. Мысль о неприкосновенности любой человеческой личности играет главную роль в понимании идейного содержания романа. В образе Раскольникова Достоевский казнит отрицание самоценности человеческой личности и показывает, что любой человек, в том числе и отвратительная старуха процентщица, священен и неприкосновенен, и в этом отношении люди равны.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме ГУМАНИЗМ Ф М ДОСТОЕВСКОГО (По роману «Преступление и наказание»). Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Преступление и наказание > ГУМАНИЗМ Ф М ДОСТОЕВСКОГО (По роману «Преступление и наказание»)
Преступление и наказание

Преступление и наказание


Сочинение на тему ГУМАНИЗМ Ф М ДОСТОЕВСКОГО (По роману «Преступление и наказание»), Преступление и наказание