А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
История жизни Родиона Раскольникова - сочинение



Роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского впервые был опубликован в журнале «Русский вестник» за 1866 год Вопросы, поставленные в романе, затрагивают социальные, этические и философские проблемы, которые всегда волновали писателя. Это, прежде всего, вопрос о том, имеет ли человек право на бунт против существующего порядка вещей в стране, право на коренное изменение действительности. С первых страниц романа мы знакомимся с главным героем — Родионом Раскольниковым. Он «был замечательно хорош собою, с прекрасными глазами, темнорус, роста выше среднего, тонок, строен», но «до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу». Мы узнаем, что Родион Раскольников сын мещанина, выросший в бедной провинциальной семье.

После смерти отца семья оказалась в чрезвычайно бедственном положении. Нужда заставляет сестру Родиона, Дуню, работать гувернанткой, а сам он существует на скромные деньги, присылаемые матерью, и дает частные уроки. Но средств катастрофически не хватает, и Родиону приходится оставить учебу в университете. Раскольников высокомерен (например, из-за сознания собственного превосходства, он чуждался других студентов и не имел товарищей во время учебы. Фамилия героя отражает начало отрицания или раскола. Родион «раскалывает» общество на богатых и нищих, на рабов и власть имущих. Но, с другой стороны, от природы Родион наделен интеллектом, он чуток к людским страданиям, раним и великодушен. Скитаясь по городу, он видит сцены отчаяния, унижения, муки тех, кто раздавлен безденежьем и окружающей действительностью, и они глубоко ранят его.

Потрясенный каждодневными оскорблениями, которым подвергаются раздавленные жизнью люди, он испытывает ужас при мысли, что он тоже обречен навсегда остаться среди «униженных и оскорбленных», быть «тварью дрожащей» в общем муравейнике. Он не верит в возможность коренного переустройства жизни и потому решает, что должен любой ценой прорваться к тем, кто имеет право на свободу действий и власть, главное — «власть! Надо всей дрожащей тварью и над всем муравейником!»

Раскольников остро воспринимает и страдания людей. И в его воспаленном мозгу рождается идея. Он хочет проверить, можно ли одному человеку убить другого, жалкого и ничтожного, чтобы обеспечить лучшую жизнь тем, кто достоин счастья? Может ли человек пролить «кровь по совести», встать «над всем муравейником». И решает, что да! Он пытается усыпить собственную совесть, Уговорить себя самого, что ему не в чем раскаиваться, даже после содеянного. Герой убеждает себя, что убийство никчемной, злой вредной старухи-процентщицы не является преступлением, потоку что награбленное поможет избежать его сестре ненавистного

замужества, на которое она решилась, чтобы помочь Родиону. Но все оказывается не так просто. Под влиянием живых впечатлений и человеческих чувств Родион начинает осознавать порочность своей концепции. Он понимает, что физически он убил старуху, а духовно — себя. Изображая своего героя, Достоевский утверждает неразрывность подлинной человечности с истинной совестливостью. У человека нельзя отнимать право быть человеком и жить по-человечески. Страшнее всего — вседозволенность, когда человеку все разрешено, это ведет к аморальности и распаду всех человеческих связей. Право быть человеком несовместимо с правом встать над людьми — это не свобода.

В романе утверждается, что осуществлять свои притязания за счет ущемления интересов других людей безнравственно, как безнравственно и бесчеловечно противопоставление своего счастья всеобщему, потому что за преступления одного расплачиваются другие. Бесчеловечно еще и потому, что преступление ведет к разрушению личности самого «переступившего». Само преступление не занимает значительного места в структуре романа. Центральной темой романа становится наказание за содеянное. Получается, что наказание началось гораздо раньше самого преступления. Уже тогда, готовя себя к «пробе», Раскольников встал на преступный путь. Одной из форм наказания стали муки проснувшейся совести и нравственные терзания, когда он убедился, что не обладает качествами наполеоновской натуры. Его преступление и угроза разоблачения становятся для него настоящим наваждением. Родиона преследуют смех старухи, ночные кошмары, цепь случайностей. А преследование закона в лице Порфирия Петровича окружает героя железным «психологическим» кольцом, стремится захлопнуть ловушку, оказывается самым мучительным испытанием.

Порфирий Петрович — опытный следователь, вдумчивый и проницательный. Еще до первого вызова подсудимого он постарался найти и прочитать статью Раскольникова, посвященную «Наполеонам» и «тварям дрожащим». Он нашел в теории Родиона и фантастические нелепости, и искренность, и юную гордость, и энтузиазм, близкий к фанатизму. Этот следователь обладает тонкой интуицией, смелостью, он образован, терпелив, хитер и расчетлив. Он глубоко проникает в характер мышления собеседника, кроме того, Порфирий Петрович даже несколько сочувствует Родиону. Он рекомендует Раскольникову явиться с повинной, раскаяться, искупить свою вину. Но при всем этом, следователь не выпускает преступника из рук, заставляет его чувствовать себя затравленным и загнанным в угол. Его метод воздействия на подследственного заключается в том, чтобы психологически чувствовать его и в нужный момент уметь попасть в яблочко, окончательно сокрушив «противника». Допросы превратились для Раскольникова в настоящую пытку. Еще позже формой юридического наказания Раскольникова станет каторга.

Достоевский опровергает идею Раскольникова о его праве на преступление. Раскольников рассчитывал, убив старуху-процентщицу, облегчить свое положение, вытащить родных из нищеты, избавить Дуню от ненавистного замужества. А вместо этого обрек себя на бесконечные страдания, заставил терзаться Дуню, довел до смерти мать. Он хотел доказать себе, что занимает место среди «Наполеонов», но убедился, что он и есть «тварь дрожащая». Достоевский заставляет своего героя осознать, что его поступок аморален. Ведь он перешагнул не только через законы, но и через нормы нравственности, а теория несостоятельна.


Есть писатели, в мир книг и героев которых входишь просто, «без приглашения». Таков А. П. Чехов. Его рассказы можно читать в любое время, без конца. Но есть художники слова, для чтения книг которых мало даже особого настроения. Их не понять и не разгадать их «тайну», если не будет предварительной подготовки. Для меня таким был Федор Михайлович Достоевский.

 
Ранние произведения этого автора не произвели на меня особого впечатления. Равнодушными оставили и романы «Идиот», «Братья Карамазовы». Я никак не мог вчитаться в «Преступление и наказание». И вдруг я наткнулся на его «Записки из Мертвого дома». Странная книга... Ничего, кажется, особого, но меня она потрясла. Поняв, что пережил и передумал писатель в «приятном» обществе каторжан, я совершенно по-новому прочитал и его роман о Раскольникове. Достоевский слишком хорошо знал душу людскую, поэтому-то и сумел выполнить великую задачу: показать мятежную и преступную натуру изнутри, проникнуть в ее мысли. Великий перелом, начавшийся в России реформами Александра II, вызвал, как известно, и усиление роли капитала, углубление пропасти между богатством и нищетой, а вместе с этим и рост индивидуализма. Такой крайний индивидуализм, доходящий до полного отрицания прав людей, морали, вековых традиций, закона, наконец, видим мы в романе и в Лужине, и в Свидригайлове, и в других. И, конечно, в Раскольникове. Он обычный русский студент, бросивший учебу из-за отсутствия денег. Ютится в жалкой каморке. Сама обстановка этой клетушки, похожей на шкаф, может свести с ума. Два года он кое-как перебивался дешевыми уроками и скудной поддержкой матери, жившей в провинции. А потом «озлился», забился в свою «конуру», «как паук», и бросил учебу. Последние веши заложил под огромные проценты старухе-ростовщице. Родион Раскольников ощущает в себе ясный и сильный ум, склонный к анализу. Он, безусловно, человек недюжинных способностей, сильного характера. Всех этих обстоятельств оказалось достаточно, чтобы в душе героя романа произошел трагический перелом. Этот новый взгляд он оформляет теорией собственного сочинения. Смысл ее в том, что человечество делится на «тварей дрожащих», «людской муравейник», куда относится огромное количество людей, которых должно презирать, и на небольшое число избранных, «право имеющих». Раскольников открывает «закон», как он считает, «вечный и непреложный»: «...Кто крепок и силен умом и духом, тот над ними и властелин! Кто много посмеет, тот у них и прав. Кто на большее может посягнуть, тот у них и законодатель... Так доселе велось, и так всегда будет!» А достигнув власти, встав над этим «муравейником», можно тогда осчастливить людей, которые, как полагает Раскольников, сами не способны понять, в чем их счастье. Вот и начало его преступления. Всеми силами души всю жизнь боролся писатель с теми взглядами, которые проповедовали очень разные и порой внутренне честные люди, что цель оправдывает средства. Что можно загладить «крохотным преступлением тысячами добрых дел». Нет! Нет! Нет! Достоевский убедительно показывает, что, если средство преступное, цель не может быть хорошей. Уже потому, что переход нравственных границ, насилие над человеком, а тем более убийство, сжигает душу того, кто полагает осчастливить людей. Поставившие себя в особое, исключительное положение, сами давшие себе особые права, присвоившие право решать, что хорошо, а что плохо для масс, такие деятели становятся противоположностями своим взглядам. Наша революционная история, к сожалению, полностью подтвердила эту мысль Достоевского. Внешнее преступление Раскольникова — двойное убийство — само по себе отвратительно. Но за ним мы видим, если можно так сказать, внутреннее преступление. Оно против человеческой натуры, против тех добрых чувств, которые он пытается насиловать, подавить, высмеять. В результате он уже сам не в состоянии разобрать, где граница между добром и злом. Внутреннее преступление его началось задолго до убийства и продолжается и после. Однако он считает, что не теория его виновата, а сам он оказался «вошью», ее недостойным, — так считает он и мучается угрызениями самолюбия. Мы видим, как трудно и болезненно приходит к пониманию порочности своего убеждения Родион Романович. Только на каторге, по словам автора романа, происходит полное осознание того, что не насилие, а любовь к людям может исправить мир. И не какие-то аргументы убедили его, а собственная натура, которая не выдержала терзаний совести и огромной душевной ноши. Ведь этот юноша, в сущности своей человек добрый, не раз доказывал широту и щедрость души, готовность к самопожертвованию. Так же, как и преступление, наказание Раскольникова можно разделить на внешнее: страдания, которые он причинил близким, и внутреннее. Благодаря величайшему искусству писателя, мы видим на протяжении десятков страниц, как мучается его герой. Сначала оттого, подозревают его или нет. Потом от того, что запутался, что одно преступление повлекло и другие. Затем от сознания, что он не «право имеет», а такая же «вошь», как и все. И от многого другого. Он чувствует, что преступление не только не возвысило его над людьми, но и сделало как бы изгнанником, чужим среди них. Впрочем, стоит ли пересказывать то, что с таким блеском раскрыл Достоевский. Мы видим, что внутренним и самым страшным наказанием для человека, возомнившего себя Наполеоном, оказались душевные муки, невозможность преодолеть совесть и добрые чувства. Каторга и для Раскольникова, и для читателя кажется даже облегчением. Мы живем во времена, когда преступность захлестывает общество. Некоторые преступления своей бессмысленной жестокостью, попранием всех норм морали потрясают людей. Думается, что в борьбе с этим злом в чем-то поможет обращение к творчеству великого гуманиста. И как бы хотелось, чтобы для нынешних «наполеонов» самыми невыносимыми стали бы душевные страдания! Ведь сколько нынче таких раскольниковых?!





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме История жизни Родиона Раскольникова. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Преступление и наказание > История жизни Родиона Раскольникова
Преступление и наказание

Преступление и наказание


Сочинение на тему История жизни Родиона Раскольникова, Преступление и наказание