А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Мир униженных и оскорбленных в романе Ф М Достоевского - сочинение





«Преступление и наказание» (Город «дырьев и монументов») Когда Достоевский писал этот роман, он жил в той части Петербурга, где селились мелкие чиновники, ремесленники, торговцы, студенты. В холодном осеннем тумане и жаркой летней пыли «срединных петербургских улиц и переулков», лежащих вокруг Сенной площади и Екатерининского канала, возник перед ним образ бедного студента Раскольникова, здесь Достоевский поселил своего героя в Столярном переулке. В представлении великого писателя было два Петербурга. Один — город, созданный гениальными архитекторами прошлого, Петербург Дворцовой площади и Казанского собора, «полнощных стран краса и диво», поражающий нас и поныне своей вечной красотой и стройностью. Но был и другой — «дома без всякой архитектуры», кишащие «цеховым и ремесленным населением». Хорошо знал Достоевский Петербург дворцов и парков, «сию великолепную и украшенную многочисленными памятниками столицу». Но глух и нем был для автора этот город, как и для его героя Раскольникова. Этот Петербург веял великолепием, холодом, враждебностью. И напротив, в каморках и на улицах другого Петербурга открылось Достоевскому такое неисчерпаемое содержание, такая фантастическая бездонность жизни — ситуации, характеры, драмы, такая трагическая поэзия, которой еще не знала мировая литература. Достоевский умел извлечь из фактов, до него находивших место лишь на страницах газетной хроники, глубину и смысл мирового значения. Никто до него так ярко не изображал нищету и страдания обездоленных, униженных, оскорбленных людей, петербургской бедноты, всего бесчеловечного характера современной ему жизни.

В романе внимание Достоевского приковано в первую очередь к нравственным последствиям повсеместного обнищания, к росту преступности и пьянства, вызванному реформой 1861 года и последующим разгулом капиталистического хищничества. На страницах романа воссоздана жизнь большого города с его трактирами, распивочными, с огромными «доходными» домами, густо заселенными разными «промышленными» людьми: портными, слесарями, кухарками, немцами, девицами, «живущими от себя», мелким чиновничеством; с крошечными клетушками-комнатами, где вот-вот стукнешься головой о потолок; с полицейскими участками, рынком на Сенной и многолюдными улицами. Население этих районов — те, с кем постоянно сталкивает жизнь бедного разночинца, полунищего студента: квартирные хозяйки, дворники, бывшие студенты, уличные девицы, ростовщики, посетители питейных заведений.

 
Здесь господствует безнадежность и безысходность, тяжелая зависимость бедного человека от нехватки денег. Достоевский передает зловещую власть денег в этом мире, власть повседневную медной копейки, которой так недостает бедняку на хлеб насущный. Спасенье бедняка — чудо, ибо его ждет неминуемая гибель. Ведь чудо, что Либезятников заметил, как Лужин подложил в карман Соне деньги. Ведь чудо, что Свидригайлов завещал свое состояние детям Катерины Ивановны. Но безденежье бедняков происходит не от праздности. «Пятнадцать копеек в день, если работает не покладая рук девица честная, да и то иногда не заплатят, а прогонят и оскорбят. За детей медью платят. Что на копейки сделаешь!» — говорит Мармеладов. Другой страшной чертой Петербурга бедного люда является разобщенность людей. Некуда человеку в этом мире пойти. При всей скученности людей, живущих в доходных домах, духовно все страшно разобщены. Неоткуда им ждать помощи, для бедных людей нет выхода в лучшую жизнь. Никому нет дела до чужих мыслей и переживаний. Все заняты своими проблемами. Тяжелее всего жить в такой обстановке людям, имеющим разум и чистую душу. Здесь отсутствует само понятие человечности. На каждом шагу ждут тупики: материальный, социальный и, как результат, тупик душевный, за которым стоит сделка с совестью. Бывший студент, отказавшийся учить детей за «медь», мечтает о капитале; Соня Мармеладова, неспособная честным трудом прокормить семью своего отца, идет на улицу, преступая все нравственные законы. Мать, у которой на руках муж-инвалид и два маленьких племянника, согласна отдать свою дочь за старого развратника, вдовца с капиталом. Достоевский показывает читателю трагическую жизнь города и подводит читателя к мысли, что аморальность и преступность постепенно становятся нормой среди обитателей этого ужасного города. Эта мысль прослеживается и в рассказе о судьбе главного героя романа. Он не хочет, чтобы его сестра переступила через нравственные законы ради него, но выхода другого для его семьи нет, ибо он не сможет заработать им на жизнь честным трудом. Единственный вывод, который может сделать из этого Раскольников, что во имя человечности он сам должен стать бесчеловечным и тоже переступить. И как вопль души рождаются у Раскольникова слова: «Сонечка, вечная Сонечка, пока мир стоит!» Так бедность рождает у людей или бесчувственную пассивность, или звериную жестокость, яростную ожесточенность на весь свет. Мармеладов не просто беден. Он нищ. Нищета, по его словам, — это порок, так как в нищете человек теряет чувство собственного достоинства и превращается в пассивное животное. Мармеладов на грани полного падения. Он женился на вдове с двумя детьми, чтобы спасти ее от нищеты, но он слишком слаб, безволен и аморфен, чтобы выдержать борьбу за существование и выполнить свою благородную миссию. В его душе живет лишь мечта слабого человека, ему ничего не нужно, кроме сострадания, и некуда больше идти. Катерина Ивановна, наоборот, впадает в ярость от своей беспомощности. Она идет на улицу демонстрировать свою нищету, заставляя своих перепуганных насмерть детей петь и плясать перед народом. Ее кончина мятежна и исполнена глубокого смысла. Она отказывается от исповеди, потому что ей не в чем каяться. Она всю жизнь работала, как ломовая лошадь. Не случайны ее последние слова: «Довольно... Уездили клячу... Надорвалась...» Невольно по ассоциации вспоминается сон Раскольникова о несчастной насмерть забитой кляче. Эта перекличка доводит до предела тему страданий бедного человека, тему гибели от несправедливости и жестокости. Достоевский подходит к изображению жизни бедных людей с позиций лучших представителей русской литературы. Он продолжает страшную повесть о «маленьких людях», об униженных и оскорбленных. Изображая этот мир с потрясающей правдивостью и болью сердца, Достоевский показывает, что бедность и нищета — результаты социальной несправедливости. Характеры и поступки главных героев его произведения воспринимаются как обвинение существующему строю, а герои — как жертвы существующего строя. Но писатель не зовет их к протесту и бунту, он проповедует пассивность, смирение, кротость и страдание. «Смирись, гордый человек! Страдай, может быть, тебе уделом будет счастье» — такова в романе позиция автора.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Мир униженных и оскорбленных в романе Ф М Достоевского. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Преступление и наказание > Мир униженных и оскорбленных в романе Ф М Достоевского
Преступление и наказание

Преступление и наказание


Сочинение на тему Мир униженных и оскорбленных в романе Ф М Достоевского, Преступление и наказание