А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Обличение преступного общества в романе Ф М Достоевского - сочинение

Многие великие писатели в своих произведениях создавали образ Петербурга, раскрывая все новые и новые его грани. Достоевский в своем романе изображает столицу в пору стремительного развития российского капитализма. Петербург в романе — не просто фон, на котором происходит действие. Это тоже своеобразное "действующее лицо" — город, который давит, душит, навевает кошмарные видения, внушает безумные идеи, и поэтому история нравственной борьбы Раскольникова разворачивается в романе на широком фоне повседневной жизни города. Перед нами проходят образы спившегося чиновника Мармеладова, его жены Катерины Ивановны, умирающей от чахотки, матери и сестры Родиона Раскольникова, успевших уже в провинции, где они жили раньше, познакомиться с тяжелой участью человека из непривилегированных слоев населения, пережить гонения помещиков и богачей.

Достоевский изображает различные оттенки психологических переживаний бедняка, которому нечем заплатить за квартиру своему хозяину, и его взаимоотношений с ростовщиком; мучения детей, вырастающих в грязном углу рядом с пьяным отцом и умирающей матерью, среди постоянной брани и ссор; молчаливую трагедию молодой и чистой девушки, вынужденной из-за безвыходного положения семьи пойти на улицу, чтобы продавать себя и обречь на постоянные, мучительные унижения.
Достоевский представляет нам целую галерею "деловых" людей, которые наживаются на народном горе. Образ Алены Ивановны, старухи-процентщицы, постоянно предстает перед Раскольниковым. В романе старуха возникает из мрака: "...и только виднелись ее сверкавшие из темноты глазки. Алена Ивановна — это крошечная сухая старушонка лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким острым носом и простоволосая. Белобрысые, мало поредевшие волосы ее были жирно смазаны маслом. На ее тонкой и длинной шее, похожей на куриную ногу, было наверчено какое-то фланелевое тряпье, а на плечах, несмотря на жару, болталась вся истрепанная и пожелтевшая меховая кацавейка".
Эта "старушонка" бьет и держит в рабстве свою сестру-великаншу, простодушную Лизавету. Ростовщица скупа и безжалостна: она дает за вещи, принесенные ей в заклад, всего четвертую часть их настоящей цены и дерет непомерные проценты. А все накопленные богатства по завещанию должны перейти в монастырь и "на вечный помин" бессовестной старухиной души.

Следующий представитель галереи — Лужин. Лужина автор изображает ограниченным, расчетливым и трезвым дельцом-приобретателем. Раскольников, еще до своей первой встречи с ним, разгадал корыстолюбивую, черствую и бессердечную натуру Лужина и глубоко возненавидел его. И, однако, сталкиваясь с Лужиным, Раскольников с отвращением убеждался, что, как это ему ни противно, между ним и Лужиным есть и точки соприкосновения. Лужин — не просто себялюбивый, расчетливый делец. Свой образ действий он пытается оправдать при помощи принципов политической экономии и буржуазной морали. Выслушав рассуждения Лужина, Раскольников неожиданно сознает, что эти принципы являются более низменным вариантом его собственных взглядов, вульгарным опошлением его "идей". "А доведите до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать", — заявляет он Лужину, устанавливал общность между ними обоими.

Достоевский тем самым заставляет героя ощутить близость между его "наполеоновской" теорией и экономической теорией Лужина. В отличие от Лужина, образ Свидригайлова отталкивающий и трагический. В романе авантюрист-помещик Свидригайлов воплощает нравственное разложение русского дворянства. Когда Свидригайлова посадили за долги, его выручила Марфа Петровна, на которой он вскоре женился. Неожиданно пришедшее к нему богатство, власть над крепостными душами — все это развратило его. Свидригайлов не только опустошен внутренне, он и сам трагически сознает свою опустошенность и глубоко страдает.

Отвращение к себе, трагическое ощущение начинающейся душевной болезни уживается в нем с цинизмом, с садистскими наклонностями. Борьба между жаждой жизни и голосом совести, вызывающим у него отвращение к самому себе, приводит его к самоубийству. На первый взгляд, между помещиком Свидригайловым, которого "обошла" крестьянская реформа, и бедняком Раскольниковым, сестру которого преследует Свидригайлов, столь же мало общего, как между Раскольниковым и ненавистным ему дельцом Лужиным. И однако умный Свидригайлов при первом же свидании с Раскольниковым заявляет ему, что они "одного поля ягода". Провозглашаемое Раскольниковым отрицание нравственных норм, утверждение им идеи "сильной" личности приводят не только к оправданию "идейного" преступления Родиона Раскольникова, но и к оправданию разврата и нравственной опустошенности Свидригайлова, вызывающих у него самого тоску и внутреннее омерзение. Если "экономическая" мораль Лужина способна привести к теории Раскольникова о "праве" на преступление, то та же теория в другом видоизменении может привести к свидригайловщине, к потере различия между добром и злом, к полнейшему нравственному разложению личности — такова реальная логика вещей, которую раскрывает нам Достоевский.

Мучительный для самого Раскольникова крах его идеи, та нравственная пытка, которую он переживает после убийства, выражают, по мысли автора "Преступления и наказания", торжество общественного, народного начала, присущего натуре Раскольникова, над теми эгоистическими мечтами и духовными заблуждениями, которые разъединяют человека с народом, ведут его к нравственному падению и гибели. Таков глубокий философский смысл "Преступления и наказания", делающий этот роман столь значительным для современного читателя — участника сложной и напряженной борьбы за новые социальные и нравственные идеалы.

Достоевский писал в конце своей жизни, что его заветной мечтой как человека и писателя всегда оставалось стремление помочь угнетенным и обездоленным людям во всем мире обрести достойное человека существование, завоевать путь в "царство мысли и света". Во всей реалистической прозе XIX века нет другого произведения, которое бы с такой правдивостью изображало картины страданий широких масс, вызванных нищетой, социальным неравенством и угнетением, как "Преступление и наказание".

Вместе со своим главным героем Достоевский гневно отвергает как оскорбительные для человека взгляды многих мыслителей своей эпохи, полагающих, что страдания и нищета неизбежны во всяком обществе, что они составляют извечный удел человечества. Великий русский писатель страстно защищает идею нравственного достоинства человека, который не желает быть "вошью", не хочет терпеть и безмолвно подчиняться, но всем своим существом восстает против общественной несправедливости.

Проблема, над которой бился главный герой Достоевского Раскольников (как освободить человека от страданий), оказалась в романе нераскрытой, ибо автор и сам не видел путей ее решения. Но на пути к ее решению автор исследует и раскрывает трагические противоречия действительности, которая несправедливо губит человека, давит его.
Мир героев романа «Преступление и наказание» тревожно непривычен. Почти все центральные фигуры романа — социально отверженные, главный герой и его избранница — это «убийца и блудница». Это живые, но изуродованные люди, они страдают так мучительно, что читать об этих страданиях больно.

В романе почти все — «бывшие». Раскольников — «бывший студент», Мармеладов — бывший чиновник, Соня — бывшая барышня, малыши Катерины Ивановны — бывшие «дворянские дети», которых нищета выгоняет на улицу просить милостыню. Вполне естественно, что герои Достоевского отторгнуты от реальной житейской практики. Почти все они вроде бы не заняты ничем, нет у них и нормального семейного очага, своего крова, все люди в романе — осиротевшие обломки распавшихся семей. Все они: Мармеладовы, Соня, Раскольников, Дуня, Пульхерия Александровна — существуют на чужом месте и временно. Мы встречаем их на постое в номерах, в углах, на временном пристанище у знакомых. Многих из них гонят и с этого случайного места. Страшно звучит вопрос Мармеладова: «Понимаете ли, понимаете ли вы, милостивый государь, что значит, когда уже некуда больше идти? Ибо надо, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти...» Почти все они вольные или невольные «вечные странники». Нету у них и душевного покоя.

Да и весь Петербург вообще — «город полусумасшедших». Настрой у большинства героев отрицательный. Спокойного тона нет. То и дело страшные картины сменяются еще более ужасными: вот женщина бросается с моста в реку. Перед нами на миг приоткрывается дверь в чужую жизнь, полную безысходного отчаяния. Вот пьяный, опустившийся, полубезумный, но тем не менее ясно понимающий ужас и безвыходность своего положения Мармеладов. Вот Катерина Ивановна с детьми на улице. Нищие, они вынуждены просить милостыню.

Эти картины — неизбежная принадлежность петербургской жизни.
Герои Достоевского попадают в такие жизненные тупики, из которых есть только один выход — смерть. Кто же виновник всего этого? Ощущение безвыходности доводит Раскольникова до отчаяния, до бешенства, почти до безумия. Соню толкает на панель.
Что же будет с человечеством, которое калечат и развращают сегодня? Это волновало Достоевского.

Ведь и преступление Раскольникова есть отчасти протест против ненормальности социального устройства. Особенно же волновала его участь детей. Дети — надежда каждого народа, его будущее.




 
Страдания детей для Достоевского — один из главных признаков несправедливо устроенного мира. На страницах романа писатель, рассказывая о жизни детей, разоблачает чудовищную преступность общества, потому что в этом обществе страдают дети, льются детские слезы. О жизни детей в условиях капиталистического города говорили и современники Достоевского: писатели и художники. Все мы хорошо помним стихотворение Некрасова «Плач детей», картины Маковского «Свидание» и Перова «Тройка». На лицах детей выражение безысходных страданий, следы вечных побоев, в их лохмотьях, позах, в измученных глазах отражена целая жизнь. Достоевский говорит о горькой доле детей, об их страданиях и этим разоблачает существующий строй. Писатель считал, что общество, в котором страдают дети, — преступно. Главный герой романа — Раскольников, но все его поступки обращены к детям. При виде пьяной девочки Раскольников испытывает чувство гнева к франту, ненависть к тем, кто ее погубил, желание помочь девочке. Раскольникова поражает система, по которой живет общество: «Это, говорят, так и следует. Такой процент, говорят, должен уходить каждый год... куда-то... к черту, должно быть, чтоб остальных освежить и им не мешать». При встрече с несчастными детьми у Раскольникова обостряется ненависть к окружающему миру. Слезы Коли и Лени, робкий потерянный взгляд Поли, вынужденных просить милостыню, не могут не тронуть человеческое сердце, не вызвать возмущения существующим строем, который уродует людей, делает их несчастными. «Высокая и тоненькая, как спичка, Поля, обхватившая его (брата) шею своею длинною, вы- сохшею рукой. Она со страхом следила за матерью своими большими-большими темными глазами, которые казались еще больше на ее испуганном и исхудавшем личике». Как и Достоевский, Раскольников видит в детях чистоту, доброту, свет, утраченные взрослыми. Чистый мир души раскрывается в сне Раскольникова. Видя, как избивают старую клячу, Родя плачет. «С криком пробивается он сквозь толпу к савраске, обхватывает ее мертвую, окровавленную морду и целует ее, целует ее в глаза, в губы... Потом вдруг вскакивает и в исступлении бросается с своими кулачками на Ми-колку. — Папочка! За что они... бедную лошадку... убили!» Взрослые, видя эту картину, остаются равнодушными. Все лучшее, что несут взрослые герои романа, Достоевский связывает с миром ребенка. Соню озаряет ореол чистоты и даже святости, и в этом вопиющий контраст с ее грязной профессией. Страшная судьба этой девушки-ребенка — наиболее веское доказательство преступности общества. Ведь дети не только тепло и свет для людей в настоящем, они — их будущее. Без них невозможна жизнь человечества на земле. Мало кто сумел так близко подойти к детской душе и так глубоко в нее проникнуть, как Достоевский. Да и не только в детскую. Достоевский не пишет о жизни каждого дня. В его книгах герои раскрываются перед читателем в часы и дни таких событий, какие могут выпасть на долю одного человека один только раз в жизни, а могут и не выпасть никогда. На похоронах Ф. М. Достоевского среди множества венков был венок и от русских детей. Читая произведения Достоевского, мы проникаемся состраданием. Это очень нужное человеку чувство: сострадание. Мы страдаем вместе с героями, и это обогащает наши души. Хотелось бы, чтобы это понимали все. Ф. М. Достоевский был одним из самых серьезных русских писателей, он ставил в своих книгах труднейшие философские проблемы. Одновременно он владел искусством увлекательного чтения. Его читают и будут читать, пока существует человечество. В произведениях Достоевского много удивительных мыслей, идей. Но самой удивительной мне кажется вот эта: «Жизнь хороша, и надо сделать так, чтоб это мог подтвердить каждый» Творчество Достоевского оказало мощное влияние на русскую и мировую литературу.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Обличение преступного общества в романе Ф М Достоевского. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Преступление и наказание > Обличение преступного общества в романе Ф М Достоевского
Преступление и наказание

Преступление и наказание


Сочинение на тему Обличение преступного общества в романе Ф М Достоевского, Преступление и наказание