А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Образ Сони Мармеладовой (по роману Ф М Достоевского «Преступление и наказание») - сочинение

Вступая в мир романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», который так своеобразен, читатель должен отдать ему максимум своего духовного напряжения. Роман Достоевского давно охарактеризован как идейный и философский роман и считается одним из лучших и глубоких романов писателя. Это роман о духовном падении человеческой личности и ее постепенном возрождении. Согласно своей теории, главный герой идет на убийство ради призрачной идеи. Наказание страшно: полное отъединение от людей, ненависть ко всему окружающему. Отделив себя от обыкновенных людей, герой ищет родственную душу, переступившую через нравственный закон. Раскольников думает найти ее в Соне. Да, с точки зрения морали, они оба согрешили, но преступления их неодинаковы. Далеко не все равно, отдать свою жизнь или отнять чужую.

На свое преступление Родион Раскольников уходит один, но вернуться к жизни он может только вместе с другими. «Воскрешение» Раскольникова в эпилоге романа — итог взаимодействия всех героев романа, но особую роль в возрождении героя играет Соня Мармеладова.

Мы привыкли называть ее Соня, забыв о полном имени героини: Софья, что значит, мудрая. Ее жизнь — это череда самых простых поступков. Поэтому она молчалива, ей проще что-либо сделать, чем высказать словами. Известное обращение Раскольникова к Соне: «Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился» — указывает ее место в романе. Соня словно собирает все человеческие страдания в романе. Почти все страдальцы — это женщины, дети, слабые, беззащитные существа: девочка на бульваре, Катерина Ивановна, дети Мармеладовых, загубленная Свид- ригайловым девочка, Лизавета. Все их страдания каким-то чудесным образом сконцентрированы в Соне. Но кроткий характер героини — тоже сильный характер, «ибо кротость, которая выстрадана как истина, не может быть свойством слабого характера».

Соня и Лизавета. Как они похожи в своих страданиях и какие все-таки разные. Соня не поддалась воле Раскольникова. Она сознательно пошла по наклонной плоскости, продав свое тело, но оставив душу чистой и непорочной. Она, в отличие пьяной девочки на бульваре, не попадает на улицу, а идет, идет сознательно, с высокой своей миссией спасения родных. Она совершает собственный выбор, требующий большого мужества. Раскольников все-таки прав, считая ее «переступившей», а не «соблазненной» жертвой. В этом кротком характере есть сила, которой так не хватаете отцу. Ее стойкость позволяет сохранить себя и стать спасительной опорой другим. Мировоззрение Сони освещено светом христианства. Соня верит так же сильно, как противостоит ей своим атеизмом Раскольников.

«— Так ты очень молишься богу-то, Соня? — спросил он ее. Соня молчала, он стоял подле нее и ждал ответа.
—		Что ж бы я без бога-то была? — быстро прошептала она..:
—		А тебе бог что за это делает? — спросил он, выпытывая дальше...
—		Молчите! Не спрашивайте! Вы его не стоите!.. - вскрикнула она вдруг, строго и гневно смотря на него».
Получается, что добру нельзя служить за что-то, а для необходимой человеку праведной жизни. Этого и не понял Раскольников.




 
Когда вспоминают Соню, то всегда говорят о христианском всепрощении. Но Соня прощает не всех. Например, она не может примириться с подлостью Лужина, обвинившего ее в краже денег. Главное для Сони — справедливость. На вопрос: «Ты с Лизаветой дружна была?» — Соня отвечает: «Да... Она была справедливая...» Соня любит мачеху за то, что Катерина Ивановна «справедливая, справедливая!»; «Она справедливости ищет...Она чистая. Она так верит, что во всем справедливость должна быть, и требует...» Любовь Сони к Раскольникову — ни на минуту не прекращающаяся борьба. Но как бы ни было ей тяжело в этой борьбе, героиня не ожесточилась. Наоборот, мы чувствуем лишь сострадание всепрощение. Злоба, как известно, разъединяет людей, а Достоевский ищет такой характер, который соединит то, что порвано, разобщено. И Раскольников с помощью Сони должен изгнать из себя нелюбовь к людям: «А жить-то, жить-то как будешь? Жить-то с чем будешь? Ну, как ты с матерью будешь говорить? Ну, как же, как же без человека-то прожить?» К 5 части романа происходит поворот в жизни героев. Прощен Свидригайлов, Дуня находит свое счастье, Раскольников наконец-то сознает причину своей озлобленности. И у всего этого поворота стоит кроткая Сонечка. Она убеждает героя покаяться перед людьми, вымолить у них прощение. Мы видим, как сложно Раскольникову дается покаяние. Да и народ еще не готов к этому. Потому и смеется в спину упавшему на колени Родиону, потому и бросает едкие обидные слова в его сторону. В представлении Сони покаяние есть высшая справедливость. Но осуществить ее можно только всей жизнью, посвятив ее добру. Многие герои Достоевского, в том числе и Соня Мармеладова, сохраняют источник нравственного чуда. Часто герои сами не подозревают о скрытых в них резервах. Если же этих сил нет, человек погибает. Гибнет и тогда, когда носит в себе зло к окружающим, как Свидригайлов. Когда же нет зла в душе, человек способен к возрождению, как Раскольников, или к состраданию, как Соня. Итак, в образе Сони Мармеладовой Достоевский приоткрыл читателю внутренние резервы своей души. Он показал всем, что человек только тогда достоин светлого звания, когда может искренне любить, сопереживать и бороться за счастье других людей. А еще счастье, по Достоевскому, состоит в том, что каждому из живущих нужна вера, терпение и доброта. Мотив нравственной смерти и возрождения героя проходит через весь роман. В конце концов, Раскольников понимает, что сам себя убил, «ухлопал», как скажет он Соне. Но резерв сил в нем есть. Ведь в основе его теории было стремление к благу людей, поэтому он смог принять помощь от Сони. Раскольников воскресает в эпилоге романа, на фоне удивительного пейзажа: на берегу большой реки, перед огромными свободными просторами. Рядом с героем — Соня. Она смогла своей верой и любовью сотворить чудо воскрешения Раскольникова.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Образ Сони Мармеладовой (по роману Ф М Достоевского «Преступление и наказание»). Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Преступление и наказание > Образ Сони Мармеладовой (по роману Ф М Достоевского «Преступление и наказание»)
Преступление и наказание

Преступление и наказание


Сочинение на тему Образ Сони Мармеладовой (по роману Ф М Достоевского «Преступление и наказание»), Преступление и наказание