А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Ощущение безвыходности положения Раскольникова - сочинение

В романе «Преступление и наказание» мотив соблазна обуславливает значимую подмену представлений о человеческом подвиге. Так, следователь Порфирий Петрович почитает Раскольникова за мученика. Однако герой увлекается «соблазнительной дерзостью» мечты о деянии необыкновенного человека. Раскольников не сразу обретает Бога в своей душе, не случайно Соня Мармеладова назвала героя богохульником. Через рассматриваемый мотив связывается идея Раскольникова с особым нравственным состоянием - его «помрачением», стеснённостью его ума и души.

Однако, ещё до убийства, герой осознаёт всё безобразие своей теории, он выдерживает муку борьбы с самим собой. Но даже после сна о кляче герой не может совершенно отказаться от проклятой мечты. После встречи с Лизаветой Раскольников теряет свободу воли. Его, попавшего во власть чёрта, «съедает» идея. Бес прилепляется к Раскольникову с того момента, когда герой поддался греховному помыслу. Ещё сердцу своей покойной невесты он сообщил многое из того, что потом так позорно сбылось. Толчком к развитию идеи героя становится знакомство со старухой - «ведьмой», которую Раскольников сравнивает с пауком. Мотив соблазна помогает раскрытию истинной сущности деяния героя. Именно процентщица, прежде всего, искушает Раскольникова, сближаясь в этом с Лужиным и Свидригайловым, соблазнявшими Дуню Раскольникову. Свидригайлов понимает, что птичка сама лежит «в сетку», когда героиня решается на подвиг самопожертвования. Причём, спасение погибающего человека едва не обернулось для неё падением. В то же время она готова продать себя Лужину, на чьи деньги польстилась. А мысль о героине «соблазнительно занозила» сердце её жениха. Близость образов Раскольникова и его сестры обуславливает понимание поступка героя как грязного преступления, а не как подвига. Причём, отступившись от Бога, Раскольников становится жертвой бесовского мира. Именно старуха глумится над героем в его сне (непрерывный хохот процентщицы корреспондирует с насмешкой чёрта). А Свидригайлов со сладострастным наслаждением мучает героя рассказом о своих гнусных поступках. С особой тщательностью он раскрывает сущность его отношений с Дуней Раскольниковой. И оговор Лужиным Сони Мармеладовой опять же больно отзывается в душе Раскольникова. Вообще близость героини к бесовскому миру искажает её облик. Так, после первой встречи с нею в памяти Раскольникова отразился образ «совсем другого лица», ведь Соня Мармеладова появилась в наряде проститутки. Позже герой поймёт, что разврат, «одурманивающий ум и окаменяющий сердце», коснулся героиню «чисто механически». В то же время Лужин обвиняет её в воровстве (соблазне деньгами), указывая на её «общественное положение». Мотив соблазна связан с ситуацией испытания Сониного смирения и подготавливает вопрос Раскольникова о Лужине и Катерине Ивановне. Во многом осознание собственной греховности ограждает Соню Мармеладову от преувеличенного понимания человеческой личности, поэтому она и говорит Раскольникову о том, что человек не имеет права решать, кому жить, а кому умереть. Однако для героя её бессилие перед Лужиным является как бы свидетельством верности его идеи. Поэтому Раскольникову лишь остаётся обвинять себя в малодушии. А Лужин, мучая Соню, глумится и над героем, в душе которого с особой силой возникла потребность исповедать свой грех. Интересующий нас мотив обуславливает и неприятие Раскольниковым необходимости явиться с повинной. Не случайно рассматриваемый мотив связан с истязаниями героя у следователя Порфирия Петровича.



 
В этом смысле значимы, прежде всего, сцены разговора Раскольникова с Заметовым и посещение героем квартиры старухи, уже после её убийства. Благодаря мотиву соблазна в сознании Раскольникова соединяются образы следователя и процентщицы. Не случайно герою трудно принять совет Порфирия Петровича - явиться с повинной. Рассматриваемый мотив создаёт ощущение безвыходности положения Раскольникова. Оскорбившись насмешкой чёрта, он приходит к Соне Мармеладовой и не принимает её слов. Встреча со Свидригайловым рождает в его душе отвращение к бесовскому миру. Раскольников едва не решается на самоубийство, однако всё же находит в себе силы для явки с повинной. Значимо, что мотив соблазна объединяет образы Раскольникова и маляра Миколки. Миколка объясняет убийство процентщицы «омрачением» и соглашается искупить чужой грех страданием. Так, рассматриваемый мотив, отчасти, подготавливает и тот момент, когда Раскольников «Бога и веру найдёт». Если в романе «Преступление и наказание» рассматриваемый мотив связан с ситуацией падения героя, то в романе «Братья Карамазовы» - с ситуацией едва не состоявшегося падения Алёши Карамазова - кризисной минутой в жизни героя.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Ощущение безвыходности положения Раскольникова. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Преступление и наказание > Ощущение безвыходности положения Раскольникова
Преступление и наказание

Преступление и наказание


Сочинение на тему Ощущение безвыходности положения Раскольникова, Преступление и наказание