А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
ПСИХОЛОГИЗМ РОМАНА «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» - сочинение



Прежде чем подробно писать на эту тему, необходимо дать точное определение психологизма. Это изображение внутренней жизни человека в ее внешних проявлениях.

Психологизм всегда имеет определенную цель, цель эта непосредственно связана с проблематикой произведения. На что же направлен психологизм Ф. М. Достоевского и какова проблематика его романа?

Главное для Достоевского — нравственно-философские искания человека на пути всей его жизни. Автор вместе с героями и читателем ищет правду между Добром и Злом, пытается найти причины и цели человеческого существования, выбирает свой духовный путь.

Психологизм писателя вскрывает перед читателем совершенно новые, непознанные глубийы человеческой души. Читая его романы, с ужасом понимаешь, что все твои тайные мысли и желания — на этих страницах. Это ли не свидетельство особенной эмоциональной чуткости — «изощренности чувств» автора? Вполне естертвен-но, что, обладая таким знанием человеческой природы, писатель не обращается к ставшей обыденной теме «маленького человека», а выбирает своими героями неординарных личностей, обладающих богатым внутренним миром. Личность одухотворенная, развитая, глубокая не может быть однозначной. У Достоевского практически нет героев однозначно положительных или однозначно отрицательных, они не вызывают таких чувств, как любовь, ненависть, жалость. Ощущения, испытываемые читателем, смешанные, зачастую неясные, колеблющиеся, как и сами герои. Персонажи Достоевского, в отличие от персонажей Толстого, показаны не в своем развитии, а постоянном колебании сознания между двумя безднами. Раскольников в течение романа не становится лучше, чище, спокойнее, но постоянно ищет, мечется, выбирает, страдает.

 
Уже перед самым убийством, решившись на него и даже совершив пробу, он видит сон. И его воспаленное сознание кричит, увидев забитую до смерти лошадь: «Папочка... за это они... бедную лошадку убили!» Проснувшись, Раскольников в ужасе. «Боже! Да неужели ж, неужели ж... неужели ж я в самом деле возьму топор, стану бить ей по голове, размозжу ей череп... буду скрльзить в липкой теплой крови, прятаться, весь залитый кровью, с топором... Господи, неужели!» — Он задрожал, как лист, говоря это». И все же он «переступает черту», совершает преступление. Здесь мы видим такую характерную для Достоевского черту: борьба в душе человека противоречивых мыслей, желаний и их парадоксальный переход из одного в другое. То же происходит с Раскольниковым, когда он приходит к Разумихину: желание увидеть его, потому что «собирался», внезапно превращается в «тупую, зверскую злобу». Такому состоянию не приходится удивляться. Автор вообще предпочитает изображать не обычное состояние героев, а их жизнь в ее крайних проявлениях. «Клочки и отрывки каких-то мыслей кишели в его голове, но ни одной не мог он схватить, несмотря на напряженное до бйля Внимание». Страх не просто мучает героя, «он окоченил его». Очень часто действующие лица романа доходят до «исступления», Достоевский находит совершенно особенные слова для выражения чувств и эмоций. Его психологический стиль сильно отличается от стилей Тургенева, Толстого и обладает ярко выраженными особенностями. Писатель использует множество эмоционально-выразительных приемов для достижения двух главных целей, задач своего психологизма: полного и глубокого анализа душевного состояния героя и создания в романе атмосферы глубокого внутреннего напряжения. Автор очень тщательно подбирает эпитеты, определяющие характер и глубину переживаний героя. Например, такие эпитеты, как «желчный», «язвительный», в полной мере дают нам почувствовать настроение Раскольникова. Также в тексте используетея множество как синонимичных и однопорядко-вых слов, сгущающих атмосферу душевного страдания: «необыкновенная, лихорадочная и какая-то растерявшаяся суета охватила его...»; «я свободен теперь от этих чар, от колдовства, обаяния, от наваждения»; «мучительная, темная мысль», так и антонимов и противопоставлений, очень живо описывающих состояние героя: «на такой жаре ему становилось холодно». Достоевский, как никто другой, понимает, что полностью исследовать, изучить человеческую душу невозможно. Он постоянно делает акцент на «загадочности» человеческой природы, употребляя слова, выражающие сомнение: «он как бы бредил», «возможно», «наверное». Очень важную роль в романе играют двойные портретные характеристики. Двойная характеристика Сони — в первый раз при несчастном случае с Мармеладовым и второй раз, когда она приходила звать Раскольникова на поминки, — вдруг дает нам понять несоответствие между чистой, «детской» душой Сони и ее образом жизни. Детали внешнего предметного мира, окружающие их, многое дают нам понять о самих героях. «Крошечная клетушка Раскольникова», комната Сони, изломанная, как и ее судьба, аккуратная, но бездушная комната Алены Ивановны, — «это у злых и старых вдовиц бывает такая чистота». Чистота и аккуратность процентщицы злит студента. Очень часто в романе внешние явления, которые обычно производят на человека благоприятное впечатление, раздражают героев. «Солнце ярко блеснуло в глаза, так что больно стало глядеть» — солнце, источник жизни, причиняет Родиону боль и слепит глаза. Приезд матери и сестры, обычно вызывающий радость, злит его: «Не мучьте меня... Довольно, уйдите!» Достоевский передает внутреннее состояние героев не только при помощи их поведения, но и используя подбор определенной цветовой гаммы и запахов. Желтый цвет, повсюду окружающий действующих лиц, вызывает ассоциации с «желчным», серый — с грязным, а красный — с «липкой и теплой кровью». «Вонь из распивочных», «воздух, от которого можно было в пять минут сделаться пьяным», «вонючий воздух» душат Раскольникова, являются частью того «колеса машины», в которое он «точно попал клочком одежды». Ко всему прочему погода: «жара страшная, хоть бы капля дождя во все эти дни; к тому же духота...» В подобной обстановке перед и после убийства Раскольников находится в одном и том же состоянии — «на грани», но писатель каждый раз находит новые фразы и определения, чтобы показать малейшие изменения в психологическом настроении героя. «Виски его были смочены потом» до убийства, «пот шел из него каплями» после убийства, и «полосы его были смочены потом» в течение «борьбы» с Порфирием Петровичем. Это не случайно, так как напряженность сюжета и его повороты тесно связаны с внутренней жизнью героев. Кроме сюжета тесно связаны с подсознанием сны (особенно сны Раскольникова), которые становятся своеобразной «мыслью наяву», так как у героев зачастую стирается грань между представлениями и реальностью (избиение квартирной хозяйки, приход Свидригайлова). Также огромное значение имеет прием полного или частичного умолчания (молчаливый диадог Раскольникова и Разумихина). Последнее, о чем нужно сказать, — это использование портретных деталей. Весь сюжет романа можно выразить одними описаниями улыбки Раскольникова: «тяжелая, желчная, злая улыбка змеилась по его губам»; «насмешливая улыбка опять искривила его губы», «что-то бессильное и недоконченное сказалось в его бледной улыбке», «с тою же детскою улыбкою». Итак, как мы видим, психологизм стал всеобъемлющей стихией повествования у Достоевского, охватив и подчинив себе весь роман.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме ПСИХОЛОГИЗМ РОМАНА «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ». Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Преступление и наказание > ПСИХОЛОГИЗМ РОМАНА «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»
Преступление и наказание

Преступление и наказание


Сочинение на тему ПСИХОЛОГИЗМ РОМАНА «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ», Преступление и наказание