А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ В РОМАНЕ Ф М ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» (I вариант) - сочинение

Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» — одно из самых сложных произведений русской литературы — затрагивает проблему идейно-нравственных исканий личности, а также вопрос личной ответственности человека за свои действия и помыслы. Конфликт добра и зла решается не обобщенно, а конкретно для данного героя. Следствием всего этого являются особенности психологизма писателя.

В романе все: сюжет, портрет и поступки персонажей, речь, атмосфера повествования — работает на изображение внутреннего состояния человека.

Внезапные повороты сюжета открывают все новые экстремальные ситуации, требующие от их участников максимального напряжения, вследствие чего герои совершают поступки, возможно, нехарактерные для них в другой обстановке. Внутренний мир человека для Достоевского не статичен, это противоречивое слияние добра и зла, сострадания и жестокости, хладнокровия и неуравновешенности, щедрости и расчетливости. Психологическое состояние героя колеблется от одной крайности к другой, что в литературоведении называется маятниковым движением сознания и подсознания. Следствием неоднородности духовного мира персонажа являются психологические парадоксы. Состояние героя неоднозначно: страдание людей приносит наслаждение, а радость отзывается грустью и тяжестью ложится на сердце.

Поступки человека алогичны и порой необъяснимы даже для него самого. При описании таких действий автор использует слова «неожиданно для себя», «вдруг», «страшно», «невольно». Душа человеческая таинственна и загадочна. Достоевский подчеркивает невозможность описать все ее стремления и порывы. Фразы «казалось», «словно», «почти», «как бы» обращают внимание читателя на зыбкость повествования.


 
«Глаза — зеркало души», и в описании портрета автор прежде всего отмечает их. Тайна взгляда Достоевского завораживает, привлекает и пугает одновременно. Блок писал: «Всем памятны у Достоевского встречи глаз, в которых обозначается тайна». Автором используются различные формы речи. Это и внутренние монологи, авторская и не собственно прямая речь. Герои сами говорят о своем внутреннем состоянии в диалогах, монологах-исповедях. Слова автора призваны со стороны охарактеризовать и оценить их душевный настрой: «Не то чтоб он был труслив и забит, совсем даже напротив; но с некоторого времени он был в раздражительном и напряженном состоянии, похожем на ипохондрию». Во внутренних монологах Раскольникова сквозит недоговоренность, много оборванных фраз: «Гм... да... все в руках человека, и все-то он мимо носу проносит единственно от одной трусости... это уж аксиома... А впрочем, я слишком много работаю», что в свою очередь тоже говорит читателю о состоянии главного героя. Вставные конструкции, скобки подчеркивают двойственный ход мыслей героев. Также применяется используемый ранее в литературе прием полного или частичного умолчания: главный герой ни разу не произнес слово «убийство», заменяя его на «это», «дело», «то». Автору очень важно с помощью умолчания показать через внешние проявления то, что происходит за гранью словесного выражения, как бы материализовать нематериальные явления. В произведении писателем создается определенная психологическая атмосфера — сгущенная атмосфера душевного страдания. Для этого используются эпитеты, характеризующие крайность переживаний: «едкая ненависть», «чувство бесконечного отвращения», «страшная тоска». Большую роль играют описание вещного, предметного мира, окружающего героя («каморка», «гроб», «шкаф», «дворы-колодцы»); цветопись: желтый цвет, обозначающий нервозность, болезненность, встречается в описании домов, желтые обои в каморке Раскольникова, желтая мебель в комнате Порфирия Петровича; запахи: духота, вонь из распивочных, пыль, грязь, известка. Все это разлагает душу, проникая в сознание, и усиливает общее напряжение. Читателя не покидает ощущение призрачности, созданное путем нарушения привычного соотношения между внутренним и внешним миром героя. Реальность смешивается со сном, бредом, порождением больного сознания. Сны — квинтэссенция душевного страдания. Читатель становится их участником, не видя различий между описанием реальных событии и видений, воспроизведенных одинаково достоверно с помощью одних и тех же приемов. Достоевского до болезненности интересовала психология различных типов людей, философия человеческого поведения, поэтому для него столь важен был психологический анализ в произведениях, помогающий читателю лучше понять, почувствовать внутреннее состояние героев.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ В РОМАНЕ Ф М ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» (I вариант). Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Преступление и наказание > ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ В РОМАНЕ Ф М ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» (I вариант)
Преступление и наказание

Преступление и наказание


Сочинение на тему ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ В РОМАНЕ Ф М ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» (I вариант), Преступление и наказание