А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Первая встреча Раскольникова с Порфирием Петровичем (анализ эпизода из главы 5 второй части романа Ф М Достоевского «Преступление и наказание») - сочинение

Ф.М. Достоевский — гениальный русский писатель XIX века, его творчество является совершенно уникальным вкладом в сокровищницу русской и мировой литературы. Одним из самых ярких произведений писателя является роман «Преступление и наказание», написанный в 1866 году и принадлежащий к числу тех шедевров, ценность которых со временем не умаляется, но возрастает для каждого поколения. Несомненно, роман остается одним из самых сложных в русской литературе. Эта сложность определяется глубиной философских и психологических проблем, поднятых автором. Одна из проблем — проблема противоречия между целью, намеченной человеком, и средством ее достижения. Другая же заключается в постановке вопроса: что должно стать движущей силой поступков — сформулированная человеком теория, идея или голос его сердца, совесть? Ф.М. Достоевский, для которого нравственным идеалом и образцом является Христос, дает вполне определенный ответ на этот вопрос, ярко раскрывая образы Родиона Раскольникова и Сони Мармеладовой. Несущая в своем сердце любовь Соня противопоставлена Раскольникову, который категорически делит людей на две категории: «тварей дрожащих» и «право имеющих» распоряжаться жизнями других людей. Но что же действительно способно изменить мир в лучшую сторону: всепрощающая благодатная любовь или убийство, насилие, символом которых в романе является топор Раскольникова?

В пятой главе третьей части романа продолжается борьба главного героя с самим собою. Данному эпизоду предшествует событие, которое является самым значимым во всем произведении, — убийство Раскольниковым процентщицы Алены Ивановны. Эпизод «Встреча Раскольникова с Порфирием Петровичем» является ключевым в романе, так как на его страницах главный герой формулирует суть своей теории, объясняющей смысл некоторых исторических событий и смысл отдельной человеческой жизни. В этом эпизоде ярко раскрывается мастерство Достоевского-психолога, способного заглянуть в глубины человеческой психики и разума. Несомненно, что здесь еще в полной мере проявилась такая характерная примета писательского стиля, как полифонизм, так как голос каждого героя несет свою правду, истину, звучит равноправно и полновесно среди голосов других персонажей. Поскольку разговор Раскольникова с Порфирием Петровичем занимает практически всю пятую главу, то логично было бы выделить в ней три композиционные части. В первой части герои знакомятся друг с другом и Родион Раскольников говорит о цели своего визита, во второй — онpar 515 Федор Михайлович Достоевский излагает свою теорию, а третья — дает возможность проследить и понять реакцию героев, действующих в эпизоде, на сказанное Раскольниковым. Уже в самом начале эпизода ярко проявилось художественное мастерство автора. Он использует прием контраста: Раскольников под внешней веселостью, непринужденностью прячет напряженное ожидание встречи со следователем. Он поставил перед собой цель — не выдать себя перед Порфирием Петровичем, следователем по делу об убийстве старухи-процентщицы. Раскольников, как выясняется, — великолепный актер, определивший для себя задачу смотреть за собой со стороны глазами Порфирия Петровича. И эта психологическая игра осуществляется в двух планах повествования: внешнем (описание действий героев, их диалоги) и внутреннем («внутренний», «мысленный» голос главного героя, звучащий в репликах и монологах). Что же представляет собой человек, которого так боится Раскольников? Автор психологически точно рисует портрет Порфирия Петровича. В этом портретном описании ведущим является прием контраста. Действительно, совсем не гармонируют домашняя, «в халате», «в стоптанных туфлях», полная фигура следователя, в которой было «даже что-то бабье», «пухлое», «круглое», «курносое» лицо с выражением глаз, которые были «с каким-то жидким водянистым блеском» и как бы говорили о том, что от этого человека можно ожидать нечто «более серьезно», чем могло показаться с первого взгляда. Раскольников очень ясно излагает просьбу о возвращении ему заложенных у Алены Ивановны вещей. Его внутреннее напряжение, страх быть разоблаченным выражается в двух планах повествования: с одной стороны, наблюдается сложное единство внутренних реплик героя, оценивающих поведение Разумихина («Дурак!»), Порфирия Петровича («Знает!») и свое собственное («Хорошо ли? Натурально ли?»), с другой — дается описание внешних событий, происходящих в комнате. Во второй части эпизода происходит философский поединок между Раскольниковым и Порфирием Петровичем. Герои заводят разговор о сущности преступлений и их причинах. Разумихин высказывает свою точку зрения на преступления социалистов. Он критически излагает суть их взглядов: «...все у них потому, что «среда заела», — и ничего больше!» Что касается Порфирия Петровича, то он не совсем соглашается с Разумихиным, не отрицая, однако, того, что «среда» в преступлении «много значит». Затем Раскольников по просьбе следователя комментирует свою статью, которая неожиданно для него была опубликована в «Периодической речи». Зачем Порфирий Петрович «умышленно» и «усиленно» искажает ее смысл? Возможно, чтобы услышать личное мнение Раскольникова о его статье? Объясняя смысл статьи, герой излагает суть своей теории. Получается, что теория, которая завела Раскольникова в жизненный тупик, заключается в делении людей на «обыкновенных» и «необыкновенных». В то время когда огромное большинство «обыкновенных» людей молчаливо и покорно подчиняется установленному порядку вещей, не имея силы и не смея восстать против него, в истории человечества время от времени появляются «необыкновенные» люди, которые становятся ее творцами. Они смело восстают против существующего порядка и при этом, присвоив себе право нарушать все нормы морали, не останавливаются перед насилием и преступлением, чтобы навязать человечеству свою волю.

Кульминацией эпизода можно считать оценку, данную теории Раскольникова его другом Разумихиным: «Ведь это разрешение крови по совести, это... страшнее, чем бы официальное разрешение кровь проливать, законное...» Слабый момент в теории главного героя — «практический случай»: вдруг кто-нибудь из людей «обыкновенных» возомнит себя «право имеющим» и пойдет на преступление. Последняя часть диалога посвящена таким понятиям, как наказание и совесть. По мысли Раскольникова, общество слишком обеспечено «ссылками, тюрьмами, судебными следователями, каторгами», чтобы не оставлять преступника безнаказанным. Если же у совершившего преступление есть совесть, то он может страдать. «Это и наказание ему, — опричь каторги», — утверждает герой. Еще одна фраза — «Страдание и боль всегда обязательны для широкого сознания и глубокого сердца» — показывает, насколько же в Раскольникове сильно противоречие между его разумом, создавшем теорию, и глубоким, способным на сострадание сердцем.



 
На протяжении всего общения с Раскольниковым Порфирий Петрович также ведет свою (актерскую) игру. Он выстраивает весь разговор так, чтобы своими ответами главный герой доказал философски и юридически свою причастность к преступлению. Завершающей репликой философского спора является вопрос следователя о том, к какому разряду автор статьи причисляет себя: к людям «необыкновенным»? «Очень может быть», — отвечает Раскольников. Таким образом, философская основа преступления полностью подтверждена им самим. А юридическую ловушку Порфирию Петровичу захлопнуть не удалось — главный герой доказал следователю, что в день убийства он не был в квартире Алены Ивановны. Что важного для понимания идеи произведения, характера героев содержит в себе данный эпизод? Во-первых, он дает представление о взглядах Раскольникова, ставших основой для его бесчеловечной теории. Вовторых, выявляет слабые места этой теории, а это позволяет предположить, что «наказание... опричь каторги» для героя уже началось, так как его отношение к Мармеладовым, девочке на бульваре, своим близким обнаруживает в нем «глубокое сердце», для которого «боль и страдания... обязательны». Далее уже по законам детективного жанра Порфирию Петровичу остается только юридически доказать вину Раскольникова.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Первая встреча Раскольникова с Порфирием Петровичем (анализ эпизода из главы 5 второй части романа Ф М Достоевского «Преступление и наказание»). Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Преступление и наказание > Первая встреча Раскольникова с Порфирием Петровичем (анализ эпизода из главы 5 второй части романа Ф М Достоевского «Преступление и наказание»)
Преступление и наказание

Преступление и наказание


Сочинение на тему Первая встреча Раскольникова с Порфирием Петровичем (анализ эпизода из главы 5 второй части романа Ф М Достоевского «Преступление и наказание»), Преступление и наказание