А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Почему книга Достоевского популярна и в наши дни - сочинение



Достоевский в своем романе изображает столкновение теории с логикой жизни. По мнению писателя, логика жизни всегда опровергает, делает несостоятельной любую теорию. Значит, строить жизнь по теории нельзя. И потому главная философская мысль романа раскрывается не как система логических доказательств и опровержений, а как столкновение человека, одержимого крайне преступной теорией, с жизненными процессами, опровергающими эту теорию. Теория Раскольникова основывается на неравенстве людей, на избранности одних и унижении других. И убийство старухи задумано как жизненная проверка этой теории. Такой способ изображения убийства отражает авторскую позицию: преступление, которое совершил Раскольников, — это низкое, подлое дело с точки зрения самого героя. Но он совершил его сознательно, переступил свою человеческую натуру, хотя как будто и не по своей воле, будто выполняя чье-то предписание.

В трактире Раскольников подслушал рассуждения студента о том, что во имя высоких целей старуху-процентщицу можно убить. Но возникло непредвиденное обстоятельство — роковой случайностью стало убийство Лизаветы. Убив старуху, он перевел себя в разряд людей, к которым не принадлежат ни Разумихин, ни сестра, ни мать, ни Соня. Он отрезал себя от людей. Это мешает ему не только жить спокойно, но и просто жить. Поэтому душевная борьба героя становится все запутаннее, Раскольников по-прежнему верит в силу своей идеи и презирает себя за слабость. В то же время он страдает от невозможности общения с матерью и сестрой, думать о них так же мучительно, как думать об убийстве Лизаветы. Раскольников должен, по своей теории, отступиться от тех, за кого страдает. Ему невыносима мысль о том, что его теория сходна с теориями Лужина и Свид-ригайлова, он ненавидит их, но не имеет права на эту ненависть. "Мать, сестра, как я люблю их! Отчего теперь я их ненавижу, подле себя не могу выносить..." В монологе показан весь ужас его положения: человеческая натура столкнулась с его нечеловеческой теорией, и она, теория, победила.

Достоевский не показывает нравственного воскрешения своего героя. Задача писателя заключается в том, чтобы показать, какую власть над человеком может иметь идея и какой страшной может быть эта идея.

Идея героя о праве сильного на преступление оказалась абсурдной. Реальная жизнь победила теорию. Истерзавшись от одиночества, сомнений и мук совести, Раскольников принимает путь смирения, сострадания, а в конечном счете отказывается от какого-либо протеста. Достоевский понимал, что такой финал противоречит логике развития художественного образа Раскольникова, да и слова покаяния и смирения Рас-кольникова звучат не очень убедительно.

Но все-таки звучат! Достоевский хочет убедить читателя в бессмысленности и вредности активной борьбы человека за изменение существующего порядка, в бессмысленности и вредности борьбы прежде всего для самого человека. Всеобщая гармония и счастье людей могут быть достигнуты лишь деятельной христианской любовью, страданием и смирением. В реальной жизни этот призыв Достоевского означал лишь отступление перед миром насилия и зла, который так беспощадно обличает роман "Преступление и наказание".

Каждое художественное произведение имеет несколько составляющих. Обычно это
герои, их действия и место действия.

Место действия это та обстановка, где развиваются основные события
романа. Описание обстановки является важным средством, с помощью которого автор
создает общую атмосферу произведения; оно служит не только фоном, но и
помогает нам понять суть книги и характеры героев. Описание интерьера в
произведениях, где действия происходят в городе, очень важно и представляет
собой одно из основных средств характеристики героев.

Об этом ярко свидетельствует роман Ф. М. Достоевского Преступление и
наказание , основные действия которого происходят в Петербурге. С самого начала
книги автор знакомит нас с ее героями, представителями петербургской бедноты.
А комната Родиона-это крошечная клетушка , шагов в шесть длиной,
имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными обоями, и до того
низкая что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и все казалось,
что вот-вот стукнешься головой о потолок . Отставшие, желтого цвета обои
вызывают такое же расслоение и в душе, калеча и ломая ее навсегда. Как гроб
видится нам кровать Раскольникова неуклюжая большая софа , которую сплошь
покрывают лохмотья.

Именно в таких комнатах, которые угнетают людей, давят на их психику,
созревают самые ужасные и дьявольские планы. В своей клетушке Раскольников
вынашивал и обдумывал свою пробу. Конечно, нельзя утверждать, что на Родиона
действовала только его комната, были и другие причины преступления.
Комната Сони немного отличается от других, описанных в романе. Это
была большая комната, но чрезвычайно низкая, имела вид весьма неправильного
четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое . Как мы видим, несмотря
на большие размеры комната не дает простора, а наоборот угнетает и душит. Соне,
как и другим героям, пришлось пройти через физические страдания, но ее душа не
заледенела. Она сумела пройти через унижения и при этом сохранить живую душу и
ту необходимую связь с миром, которую порвал Раскольников, совершив самый
страшный грех- убийство.

Действительно, замкнутость свойственна Раскольникову и она ещё в большей


 
степени проявляется после преступления. Он забился в своей клетушке как паук, стал чуждаться людей, ни с кем не хотел разговаривать. После совершенного им греха, Раскольников хочет спрятаться от людей и поразмыслить над своей теорией, в которой он разочаровывается. Комната становится для него шкафом , местом, где можно скрыться и куда редко кто заглядывает. Но вернемся к Соне. Почему она не пошла по пути Раскольникова? Почему устояла? Одна из причин - это вера в Бога. В ее комнате мы видим Новый Завет, который она читает Раскольникову. Соня верит, что за страдания ей воздастся. Она отказывается судить кого-либо и приемлет мир таким, какой он есть. Свою веру она передаст потом Раскольникову, и он сможет выйти из тупика. Достоевский в своем произведении уделяет особое внимание цветовой гамме романа. В описании интерьера автор отдает предпочтение желтому цвету, также используются коричневый, красный, белый и зеленый. Комната Алены Ивановны была с желтыми обоями , с мебелью из желтого дерева , картинами в желтых рамках . Дом, в котором жила Соня, был зеленого цвета. Раскольников оборотился к стене, где на грязных желтых обоях с белыми цветочками выбрал один неуклюжий белый цветок, с какими-то коричневыми черточками. Желтый цвет является хорошим дополнением к драматическим переживаниям героев. Мы убедились, что интерьер играет не последнюю роль в характеристике героев. Конечно, он не дает полного описания, а только дополняет его, но иногда только с помощью уточнений можно полностью понять суть героя, его внутренний мир, стремления. Свой роман «Преступление и наказание» Достоевский задумал еще на каторге, где он находился около четырех лет. За такой большой промежуток времени он сблизился с настоящими преступниками: грабителями, убийцами, ворами познал их жизнь. Он увидел людей, которые преступили через нравственные принципы и законы. Своими поступками эти люди бросили вызов обществу, поставив себя выше других. Черты таких личностей Достоевский воплотил в Раскольникове, раскрыв идеи наполеонизма, которые были сильно распространены в обществе того времени. Автор поставил перед собой вопрос: «Возможно ли уничтожение одних людей ради благополучия других?» Раскольников говорит, что это «простая арифметика», что убийство одного «бесполезного», никому не нужного человека оправдается за счет счастья многих других, но автор с ним не согласен и хочет показать всю неправильность, несостоятельность идей Раскольникова, поэтому само «преступление» занимает в романе лишь одну часть, а остальные пять частей – это «наказание», на их протяжении показываются мучения главного героя после совершенного деяния. Преступление, на которое пошел Раскольников было обусловлено несколькими причинами. Сначала он надеялся, что деньги, которые он украдет помогут многим обездоленным и бедным людям, в частности Дунечке и матери. После разговора с Мармеладовым он окончательно укрепился в своей мысли убить старуху-процентщицу: «Предрассудки, одни только страхи напущенные, и нет никаких преград, и так тому и следует быть!...» То есть одна из причин преступления – социальное неравенство в обществе. Родион Раскольников намеревался поправить свое материальное положение, но сделать это он хотел сразу, не затрачивая лишних усилий, так как он выше всех остальных людей. Об этом он говорит с Настей: - А тебе бы сразу весь капитал? - Да, весь капитал, - твердо отвечал он… Раскольников делит всех людей на «обыкновенных» и «необыкновенных», и преступить закон может лишь «настоящий человек», действуя на благо всему человечеству. Себя он возводит в число «избранных», то есть тех, которые, убив нескольких «ненужных» людей, принесут счастье многим. Но Достоевский не соглашается с ним, он уверен, что убийство не может быть ничем оправдано и само по себе он противоречит человеческой сущности. Для «защиты» своих интересов автор ввел в роман Разумихина, который смотрит на все происходящее реальным человеческим взглядом. Его доводы убедительны и понятны, и он, как любой нормальный человек, хочет, чтобы преступление было разгадано. Раскольников, преклоняясь перед своей идеей существования людей «избранных» и «обыкновенных», сталкивается с вопросом, к какому типу людей он относится. Достоевский говорит, что Раскольников хочет узнать, кто он на самом деле, и его все больше начинает волновать вопрос не о счастье людей, а о том, «вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу? Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею?» Убийство старухи-процентщицы – это самопроверка героя: выдержит он идею о праве сильной личности на кровь, является ли он исключительным, избранным человеком, Наполеоном? Будучи поглощенным своей идеей, Раскольников мечтает о роли властелина, то есть Наполеона, и одновременно с этим он хочет сделать много добрых дел, спасти человечество. Главным для него становится самопроверка. Он говорит Соне Мармеладовой: «Не для того, чтобы матери помочь, я убил – вздор! Не для того я убил, чтобы, получив средства и власть, сделаться благодетелем или всю жизнь, как паук, ловил бы всех в паутину и из всех живых соки высасывал, мне, в ту минуту, все равно должно было быть!» Раскольникова захватывают идеи современного общества, идея «сверхчеловека», которому «все позволено». Достоевский, как известно, был противником этого; во время своего путешествия по Европе в 1862 году, он еще больше укрепился в мыслях, что самообожествление, опор на свой ограниченный разум, неминуемо ведут человечество к катастрофе, и лишь через христианство, через духовное очищение каждого человека, вопреки влиянию среды и условий его жизни, возможно прийти к братству. Именно для представления этих идей, автор создал образ Сони – доброй, любящей, христиански смиренной девушки. Раскольникова и Соню судьба свела в критический момент их жизни. Раскольников надеется на согласие, поддержку Сони, но она отвергает его теории и направляет его на путь покаяния, воссоединения с людьми и жизнью. Соня убедила Раскольникова сдаться, но даже на каторге сначала его ненавидели и презирали, а Соню любили, это произошло так, потому что люди чувствовали, что Раскольников ставил себя выше них, но постепенно все изменилось. «Они положили ждать и терпеть. Им оставалось семь лет; а до тех пор столько нестерпимой муки и столько же бесконечного счастья! Но он воскрес, и он знал это, чувствовал вполне всем обновившимся существом своим, а она – она ведь и жила только одной его жизнью!...» «Их воскресила любовь…» Большой ценой заплатил Раскольников за свои ошибочные убеждения, испробовав свою теорию на себе. Физически он убил другого, а духовно – себя. Но под влиянием любви он понял ложность своего путь. Благодаря заботе и любви близких, он смог «переродиться» и заново начать жизнь. Достоевский в своем романе показал ошибочность и несостоятельность идей и мыслей главного героя, он опроверг его убеждения, провозгласив идею ценности любой человеческой личности.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Почему книга Достоевского популярна и в наши дни. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Преступление и наказание > Почему книга Достоевского популярна и в наши дни
Преступление и наказание

Преступление и наказание


Сочинение на тему Почему книга Достоевского популярна и в наши дни, Преступление и наказание