Преступление и наказание Родиона Раскольникова 2 - сочинение
Роман «Преступление и наказание» был написан в трудный для России период — разрушения устаревших патриархальных устоев и формирования нового — буржуазного общества, ставящего превыше всего власть денег, капитала, обесценивая тем самым духовные идеалы человечества. И совершенно естественным является то, что в связи с засильем цинизма и равнодушия остро встала проблема трагедии человеческой личности, потерявшей нравственные ориентиры. «Куда идти? Что делать? Каких держаться руководящих истин? » — с горечью вопрошал Салтыков-Щедрин. И вопросы эти лейтмотивом проходили через жизнь каждого человека.
Не осталась безучастной и прогрессивная литература. Толстой, Тургенев, Некрасов и многие другие русские писатели и поэты поднимали в своем творчестве вопросы, связанные с тяжелым положением русского народа, с одиночеством отдельно взятой личности, с попытками современников обрести свое место в этом мире. Одним из самых значительных произведений того времени стал роман Ф. М. Достоевского. Великий писатель раскрыл образ, вполне типичный для своей эпохи — образ человека, пытающегося осмыслить свою роль в обществе и, как следствие, одержимого идеей. Ведь, как правило, любые смутные времена, разрушающие вековые устои, способствующие распаду духовных ценностей, порождают массу сомнительных, а порой и абсурдных идей или теорий, овладевающих молодыми, неокрепшими умами.
Уже на первых страницах романа мы видим молодого человека, порабощенного одной из таких полубезумных идей, допускающей «кровь по совести», убийство одного «никчемного» существа ради благополучия многих других — «лучших». А разве не на этом построена вся мировая история? Ведь любое развитие, всякий прогресс подразумевает возвеличивание одних ценой страдания других. Если исходить из этого, все человечество можно разделить на две категории: «сильные мира сего» — люди, чьи средства далеки от нравственных норм, но оправданы конечной целью — утверждением величия собственной личности. И другие — «твари дрожащие», те самые «никчемные», по мнению Раскольникова, люди, которые и предназначены только для того, чтобы быть принесенными в жертву великим особам.
Именно этот вопрос рассматривает Раскольников в своей, написанной шестью месяцами раньше, статье «О преступлении», где кроме того рассматривает «психологическое состояние преступника в продолжении всего хода преступления». И вполне закономерно то, что идея принадлежности к той или иной категории людей захватывает молодого человека, который задается вопросом: «... вошь ли я, как все, или человек?».
Поглощенный бесчеловечной идеей, как в бреду мечется он по грязным улицам душного Петербурга, наблюдая безрадостные картины человеческого бытия, лишь усугубляющие напряженность его сознания.
Мы почти ничего не знаем о том долгом мыслительном процессе, в результате которого за месяц лежания «в углу», в каморке, похожей на гроб, родилась его идея. Непонятно нам сначала и что это за «ужасный, дикий, фантастический вопрос» волнует героя. Лишь после совершившегося убийства раскрывается перед нами идея Раскольникова во всем ее ужасе и во всем величии.
Ошибочность идеи понимается очень скоро, ведь расплата за содеянное начинается сразу. После нескольких дней беспамятства Раскольников понимает, что уже не может жить по-прежнему. Он словно «ножницами отрезал себя от всего и всех». Эта отчужденность угнетает живую натуру героя, душа его стремится к людям в надежде обрести утраченное равновесие.
Усугубляет душевный разлад Раскольникова и встреча с реальным прообразом его идеала «сильного мира сего» — Свидригайловым. Не испытывая муки совести, будучи вполне уверенным в допустимости своих деяний, узаконивший для себя разврат, убийство, насилие, этот человек упивается вседозволенностью. Но и его ждет суровое наказание, заканчивающееся самоубийством.
Нравственные страдания помогает разделить Раскольникову не менее несчастная, но обладающая безграничной духовной силой, Сонечка Мармеладова. Именно перед ней, мучимый раскаянием, герой раскрывает свою душу. Именно Соне — авторскому воплощению бесконечных нравственных мук и чистоты, суждено направить Раскольникова на путь обновления. Именно Сонечка выступает носителем великой идеи Достоевского о том, что братское единение между истинно верующими людьми спасет мир, и основа этого единения лежит в глубинах народной России.
Именно Соня и любовь к ней Раскольникова способствуют очищению его души. Страдания, выпавшие на его долю на каторге, искреннее раскаяние разрушают остатки бесчеловечной теории. И как пророчество звучат слова Достоевского: «Уже подрастает поколение, которое будет гуманно, человечно и великодушно».
Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений
Сохранить сочинение:
Сочинение по вашей теме Преступление и наказание Родиона Раскольникова 2. Поищите еще с сайта похожие.