А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Преступление и наказание Родиона Раскольникова 2 - сочинение

Роман «Преступление и наказание» был написан в трудный для России период — разрушения устарев­ших патриархальных устоев и формирования ново­го — буржуазного общества, ставящего превыше все­го власть денег, капитала, обесценивая тем самым ду­ховные идеалы человечества. И совершенно естественным является то, что в связи с засильем ци­низма и равнодушия остро встала проблема трагедии человеческой личности, потерявшей нравственные ориентиры. «Куда идти? Что делать? Каких держать­ся руководящих истин? » — с горечью вопрошал Сал­тыков-Щедрин. И вопросы эти лейтмотивом проходи­ли через жизнь каждого человека.

Не осталась безучастной и прогрессивная литера­тура. Толстой, Тургенев, Некрасов и многие другие русские писатели и поэты поднимали в своем творче­стве вопросы, связанные с тяжелым положением рус­ского народа, с одиночеством отдельно взятой лично­сти, с попытками современников обрести свое место в этом мире. Одним из самых значительных произведе­ний того времени стал роман Ф. М. Достоевского. Великий писатель раскрыл образ, вполне типичный для своей эпохи — образ человека, пытающегося осмыс­лить свою роль в обществе и, как следствие, одержи­мого идеей. Ведь, как правило, любые смутные време­на, разрушающие вековые устои, способствующие распаду духовных ценностей, порождают массу со­мнительных, а порой и абсурдных идей или теорий, овладевающих молодыми, неокрепшими умами.

Уже на первых страницах романа мы видим моло­дого человека, порабощенного одной из таких полубе­зумных идей, допускающей «кровь по совести», убий­ство одного «никчемного» существа ради благополу­чия многих других — «лучших». А разве не на этом построена вся мировая история? Ведь любое разви­тие, всякий прогресс подразумевает возвеличивание одних ценой страдания других. Если исходить из это­го, все человечество можно разделить на две катего­рии: «сильные мира сего» — люди, чьи средства дале­ки от нравственных норм, но оправданы конечной це­лью — утверждением величия собственной личности. И другие — «твари дрожащие», те самые «никчем­ные», по мнению Раскольникова, люди, которые и предназначены только для того, чтобы быть прине­сенными в жертву великим особам.

Именно этот вопрос рассматривает Раскольников в своей, написанной шестью месяцами раньше, статье «О преступлении», где кроме того рассматривает «пси­хологическое состояние преступника в продолжении всего хода преступления». И вполне закономерно то, что идея принадлежности к той или иной категории людей захватывает молодого человека, который зада­ется вопросом: «... вошь ли я, как все, или человек?».

Поглощенный бесчеловечной идеей, как в бреду ме­чется он по грязным улицам душного Петербурга, на­блюдая безрадостные картины человеческого бытия, лишь усугубляющие напряженность его сознания.



























 
Мы почти ничего не знаем о том долгом мыслитель­ном процессе, в результате которого за месяц лежа­ния «в углу», в каморке, похожей на гроб, родилась его идея. Непонятно нам сначала и что это за «ужас­ный, дикий, фантастический вопрос» волнует героя. Лишь после совершившегося убийства раскрывается перед нами идея Раскольникова во всем ее ужасе и во всем величии. Ошибочность идеи понимается очень скоро, ведь расплата за содеянное начинается сразу. После не­скольких дней беспамятства Раскольников понима­ет, что уже не может жить по-прежнему. Он словно «ножницами отрезал себя от всего и всех». Эта отчуж­денность угнетает живую натуру героя, душа его стре­мится к людям в надежде обрести утраченное равно­весие. Усугубляет душевный разлад Раскольникова и встреча с реальным прообразом его идеала «сильного мира сего» — Свидригайловым. Не испытывая муки совести, будучи вполне уверенным в допустимости своих деяний, узаконивший для себя разврат, убийст­во, насилие, этот человек упивается вседозволенно­стью. Но и его ждет суровое наказание, заканчиваю­щееся самоубийством. Нравственные страдания помогает разделить Раскольникову не менее несчастная, но обладающая без­граничной духовной силой, Сонечка Мармеладова. Именно перед ней, мучимый раскаянием, герой рас­крывает свою душу. Именно Соне — авторскому во­площению бесконечных нравственных мук и чисто­ты, суждено направить Раскольникова на путь обнов­ления. Именно Сонечка выступает носителем великой идеи Достоевского о том, что братское едине­ние между истинно верующими людьми спасет мир, и основа этого единения лежит в глубинах народной России. Именно Соня и любовь к ней Раскольникова спо­собствуют очищению его души. Страдания, выпав­шие на его долю на каторге, искреннее раскаяние раз­рушают остатки бесчеловечной теории. И как проро­чество звучат слова Достоевского: «Уже подрастает поколение, которое будет гуманно, человечно и вели­кодушно».





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Преступление и наказание Родиона Раскольникова 2. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Преступление и наказание > Преступление и наказание Родиона Раскольникова 2
Преступление и наказание

Преступление и наказание


Сочинение на тему Преступление и наказание Родиона Раскольникова 2, Преступление и наказание