А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Присутствующий Петербург в произведениях Достоевского - сочинение

Эпиграф: Люблю тебя, Петра творенье. Пушкин. Для всех нас естественные и обычные понятия Петербург Пушкина, Петербург Гоголя, Достоевского, Блока, Ахматовой. Петербургом пропитанная литература: он такой неповторимо красивый, такой значительный, что просто не мог не войти в творчество художников, писателей, поэтов. Петербург не только одухотворенный, он живой. У каждого из нас он свой, неповторимый и единый. Города - как люди. К Петербургу так и относятся - как к живому существу. Кто-то любит его и считает прекрасным, для кого-то он чужой и бездушный. Для Достоевского Петербург - «зловещий в мире». Устами героев Достоевский передает свое отношение к нему:

    * «…настоящее несчастье живет в Петербурге»,
    * «…этот город полусумасшедших… Редко где обнаружится столько пасмурных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге…»

И все-таки Достоевский очень любил Петербург. Этот город его молодости, его рождение как писателя, его головокружительных успехов, трагических переживаний и потерь. Он необходимему для творчества: часто Петербург становился источником его вдохновения. Но он, так же, как его герои, чувствует себя в этом городе неприкаянным. За время жизни в Петербурге Достоевский переезжал с одного дома в другой двадцать раз. Больше трех лет не жил ни в одном. Все адреса в основном в домах на углу улиц. Он любил перекресток, перспективы. Часто ни дома находились против церкви или собора: Казанского собора, церкви Божьей Матери, Исаакиевского собора. Петербургские церкви, наверное, нравились Достоевскому своим величием, законченностью форм, красотой линий. Шестнадцатилетний Достоевский, когда оказался в Петербурге, уже много о нем читал и слышал. Это был город, воспетый Пушкиным, любимым поэтом, и будущий писатель знал наизусть и чью кончину воспринял как горе.

Московское детство, семья - все это остается по одну сторону, новый город, нежелательное обучение, бурлацкая жизнь - по другую. Как-то Достоевский заметил, что во встрече с городом очень важное первое впечеилений. Он увидел Петербург весной, в мае, накануне белых ночей - прекрасного для города времени. Свое знакомство с городом он называл «путешествием». Белые ночи прибавляли мистическому образу Петербурга дополнительных фантастичных красок. Ощущение Петербурга как города-призрака сохранилось у Достоевского на всю жизнь.

Достоевский написал немного больше тридцати произведений, и в двадцати из них и присутствующим был образ Петербурга. Иногда как фон, но чаще как действующее лицо. Чаще всего встречается в его описаниях Петербурга - вечерний час.

    * «Косые лучи солнца, которое садится», - этот образ присутствующий почти во всех романах.




 
Чистые цвета в петербургской палитре Достоевского появляются только тогда, когда город озарен солнцем. В облачные дни город пасмурный, бесцветный, печальный: преобладают серо-зеленые тона. Завершающий образ города-миража Достоевский дает в «Подростке»: * «А что как разлетится этот туман, не пойдет ли с ним вместе и весь этот гнилой, скользкий город, и останется бывшее финское болото, а посреди него, наверное, для красоты, бронзовый всадник на загнанном коне?» Отношение Достоевского к городу бывает приподнятым, сентиментальным. * «Есть в Петербурге несколько мест счастливых, где я чему-то бывал когда-то счастливый, и что же - я берегу эти места и не захожу в них по возможности дольше умышленно, чтобы потом, когда буду уже совсем один и несчастливый, зайти, погрустить и припомнить…» У Достоевского отношения с городом личностные, поэтому он не открывает этих мест. У писателя есть город «бедных людей», «приниженных и оскорбленных», есть подпольный Петербург, есть трагический. Петербург Достоевского изменяет маски, а сам Достоевский - квартиры. Он предоставляет преимущество двум районам - вокруг Димирской площади и рядом с Сенной. Героев своих он «расселяет» вблизи: жизнь собственная и жизнь в романах переплетенны, запутанны в его «злонамеренном» городе. Его герой Раскольников живет в непригодной для жилья комнате: в доходных домах казалось абсолютно все, любые закоулки, подвалы, чердаки. Достоевский, как никто другой, прекрасно знал, что значит жить в подобной клетке: восемь месяцев он провел в одиночной камере Александровского равелина Петропавловской крепости, находясь под следствием в деле петрашевцев. Центром Петербурга была Сенная площадь с близлежащими к ней районами. Здесь было множество ночлежек, домов разврата. Сенная была местом, где происходило много эпизодов романа, в том числе и встреча Раскольникова со Свидригайловим, который хорошо знал этот район, особенно дом Вяземского на Сенной, где была ночлежка для жителей петербургского дна. Екатерининский канал - еще одно место действия многих сцен романа. Раскольников ходит вдоль канала, долго выглядя, где можно было бы покинуть взятые в ростовщицы вещи. Здесь же возле Вознесенского моста состоится сцена сумасшествия Екатерины Ивановны. Довольно часто в романе Достоевского упоминаются мосты: «…Дойдя к мосту, он остановился»; «…возвратил на мост…»; «Раскольников стоял на мосту». Иногда писатель передает свое ощущение от какого-то определенного места в городе: «…я пошел Сенатской площадью, здесь всегда бывает ветер… Печальное, трудное место…» Почти во всех произведениях Достоевского присутствующий Петербург. Читая их, ощущаешь, каким дорогим было писателю это странное, «злонамеренное» город, как тесно он был с ним связан.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Присутствующий Петербург в произведениях Достоевского. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Преступление и наказание > Присутствующий Петербург в произведениях Достоевского
Преступление и наказание

Преступление и наказание


Сочинение на тему Присутствующий Петербург в произведениях Достоевского, Преступление и наказание