А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Путь Раскольникова к преступлению (по роману Ф М Достоевского «Преступление и наказание») - сочинение


 

Роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский писал в 1865 — 1866 годах, в эпоху глубоко драматическую. Неисчислимые бездействия, нищету, разорение самым широким народным массам в России приносят нарождающиеся буржуазные формы жизни. В условиях спада революционной волны расстановка социальных сил рушилась, возникали различные направления идейных исканий.

Родион Раскольников сразу представлен писателем в состоянии материального тупика. Ему пришлось оставить университет, так как нечем оплачивать обучение. Живет он в комнате, похожей на гроб, ходит в лохмотьях. Мать его получает маленькую пенсию, сестра живет в гувернантках, но после преследований Свидригайлова оставляет работу. Потом выходит замуж за Лужина: некуда деться.

В таких условиях у Родиона Раскольникова и возникает мысль об убийстве. Но можно ли для благополучия большинства нарушить принцип божий «не убий»?

В первой части романа писатель будто бы говорит о допустимости этой мечты. Жизнь подсовывает Раскольникову доказательства, что эта идея необходима. В трактире Родион слушает рассказ Мармеладова о том, как его дочь Соня становится уличной во имя других.

В распивочной студент и офицер спорят о богатой старушке. Первый говорит, что если ее убить, можно сделать много добра, но сам исполнить это не соглашается. Офицер считает, что не нужно и говорить об этом, если не можешь поднять на человека руку.

В голову Раскольникова приходит арифметическая идея: убить одну старушку и облагодетельствовать сто человек.

Родион наблюдает жизнь Мармеладовых: Екатерина Ивановна больна чахоткой, Соня в ужасном положении. Все это рождает ужас и боль в душе героя, который возмущен тем, что люди привыкли к подлости: «Ко всему-то подлец человек привыкает!» Раскольников думает теперь о судьбе человечества, о судьбе отдельного человека, привыкшего ютиться на «аршине пространства».

Потом приходит письмо от матери. Родион понимает, что судьба сестры Дунечки не  лучше, чем жизнь дочери Мармеладова. В голове героя рождается мысль о необходимости что-то делать. Ему больно от вечной жертвенности простых людей, ради которых он и хочет изменить лик мира. С другой стороны, возникает презрение к ним, когда он вспоминает Мармеладовых, Соню: «Какой колодезь, однако ж, сумели выкопать! И пользуются! Вот ведь пользуются же! И привыкли. Поплакали и привыкли».

Крепнет мысль об убийстве старухи, она становится требованием души, страстью.

Потом происходит встреча на Конногвардейском бульваре. Раскольников видит пьяную девочку и увязавшегося за ней Свидригайлова. Хочется спасти девочку. Родион отдает последние гроши, угрожает франту. Потом происходит переключение сознания. Он думает о том, что какой-то процент людей должен уходить, чтобы другим легче жилось. Живая боль за человека натыкается на холодные мысли: «Так тому и следует быть!»

В Раскольникове происходит внутренняя борьба — он отрицает мир, в котором человеку некуда «больше идти», не принимает такую жизнь, но в то же время готов ее оправдать, «согласиться» с устройством мира.

Размышления завершаются сном о забитой мужиками лошади. Раскольников-ребенок хочет защитить ее, но слышит голос отца, который говорит, что им до этого нет дела. Ребенок же плачет, протестуя против равнодушия.

 
Это сон о невозможности существования людей, когда страдает беззащитный. Раскольников решает, что необходима кровавая борьба, и в то же время ей сопротивляется. Вспоминает он и о споре студента с офицером. Потом Родион случайно подслушивает на базаре разговор Лизаветы, понимает, что ее не будет дома. Он решает, что необходимо идти и уничтожить старуху. Раскольникову вновь снится сон, теперь это сон добрый. Родион будто бы находится в Африке, Египте. Вокруг красивые пальмы. Люди обедают, и он вместе с ними. Чистая вода из прохладного ручья утоляет жажду. Ему снятся иные века, когда людей не мучили роковые вопросы. Вот такой светлый сон перед ужасным замыслом. Раскольников просыпается. Бьют часы. Он лихорадочно отыскивает топор, поднимается по лестнице к процентщице и убивает не только ее, но и беременную Лизавету, оказавшуюся дома. Достоевский считает, что над душами людей могут властвовать отвлеченные теории, порабощающие их сознание и волю. Мысль Раскольникова о справедливости убийства логически неопровержима. Но писатель не зря акцентирует внимание на стихийности хода преступления. Достоевский показывает также, что непременным условием убийства является помрачение ума. Оно сохраняется и по его совершении. Раскольников думал об этом перед преступлением: «Его занимал один вопрос: почему так легко отыскиваются и выдаются почти все преступления и так явно обозначаются следы почти всех преступников?.. По убеждению его выходило, что… затемнение рассудка и упадок воли охватывают человека подобно болезни…» Судьба покровительствует Раскольникову, как и Наполеону, его кумиру. Достоевский говорит, что к людям нельзя применять арифметические законы. Лизавета защищалась, как ребенок, в ней убита жизнь… Какие уж тут проценты! Так писатель вершит суд над арифметической теорией Раскольникова, которая сама по себе не существует, а существуют люди, которые ее воплощают. В их сердцах и головах рождаются идеи, но они здесь же и оседают. Носители идей, по мнению автора романа, больше убийцы, чем тот, кто поднял топор. Раскольников не раскаялся в идее, но не знает покоя. Соня, совершившая преступление против себя, добилась того, чтобы он поцеловал оскверненную землю и признался в содеянном. Уже на каторге, когда Родион заболел и весь пост и всю святую неделю пролежал в больнице, произошло его нравственное воскресение. В бредовом сне он видел, что в головы людей вселились идейные микробы — трихины. Каждый стал считать себя вправе властвовать над другими. Началось взаимное уничтожение людей. Исчезли ремесла, сельское хозяйство. Однако появилась группа «чистых» людей, которая и привела оставшихся к чему-то. Это та теория, по которой человек берет на себя право распоряжаться жизнью других людей. Достоевский считал, что это дано только Богу. Раскольников понял правду Сони и полюбил ее.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Путь Раскольникова к преступлению (по роману Ф М Достоевского «Преступление и наказание»). Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Преступление и наказание > Путь Раскольникова к преступлению (по роману Ф М Достоевского «Преступление и наказание»)
Преступление и наказание

Преступление и наказание


Сочинение на тему Путь Раскольникова к преступлению (по роману Ф М Достоевского «Преступление и наказание»), Преступление и наказание