А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Раскольников и Соня Мармеладова (по роману Ф М Достоевского «Преступление и наказание») - сочинение

Роман «Преступление и наказание» занимает особое место в творчестве Ф. М. Достоевского. Роман вырос на основе глубоких и печальных раздумий писателя над важнейшими проблемами времени. Достоевского, прежде всего, волнуют проблемы падения нравственности, рост преступности, моральное и материальное обнищание слоев общества. Эти проблемы нашли свое отражение в романе «Преступление и наказание». В нем воплощены те факты из окружающей жизни, которые воспринимались Достоевским как зловещие признаки жуткой болезни.

Главным героем романа является Раскольников — молодой человек, выходец из бедной дворянской семьи, студент юридического факультета университета, но из-за нехватки денежных средств оставить обучение. На окружающий мир Родион Романович смотрит иначе, не как все. Он ему кажется несовершенным. И он считает, что вправе исправить его. Также Раскольников мечтает о том, чтобы защитить всех слабых, униженных, обездоленных, мечтает о возвращении прав лкэдям. Голодный студент чувствует себя отверженным среди богатых хозяев особняков и разряженных женщин. На мосту, с которого открывается Невская панорама, Раскольников чуть не попал под богатую коляску, и кучер, на потеху прохожим, хлестнул его кнутом. 

Раскольникову ближе по сердцу Сенная площадь, в окрестности которой ютятся бедняки, а не, например, мост, с которого открывается величественная Невская панорама: «Необъяснимым холодом веяло на него всегда от этой великолепной панорамы; духом немым и глухим полна была для него эта пышная картина...» Здесь герой романа чувствует себя своим. Но Раскольников неординарный человек. Ощущение безвыходности доводит героя до отчаяния, до бешенства, почти до безумия. Вот он пытается спасти опозоренную девочку-подростка, отдает последний двугривенный, чтобы не досталось она еще одному мерзавцу, «жирному франту», который охотится за нею. И вдруг осознает, что это безнадежно. Вот Раскольников разрабатывает свою теорию и по этой теории совершает убийство. Родион Романович Раскольников осуществляет свой кровавый замысел: «...я, может быть, ещё сквернее и гаже, чем убитая вошь, и заранее предчувствовал, что скажу это себе уже после того, как убью!» Но по сути мучения Раскольникова начинаются еще до совершения самого преступления, его душу терзает мысль: «Нет, я не вытерплю, не вытерплю! Пусть, пусть даже нет никаких сомнений во всех этих расчетах...» Индивидуализму противопоставлена в романе самоотверженность простого человека подобного Соне или Миколке. Они готовы пострадать, принести себя в жертву, покориться судьбе.

Несмотря на совершенное, казалось бы, несходство этих людей, есть в них общее. Соня, как и Раскольников, сломила себя, растоптала чистоту. Раскольников, отрицая саму идею жертвенности, говорит Соне, что она тоже «переступила, смогла переступить». «Ты на себя руки наложила, ты загубила жизнь свою (это все равно)». Оговорка («все равно») показательна. Ведь на самом деле, мне кажется, совсем не все равно: Соня спасала детей, а Раскольников убил женщин. Но в данном случае речь, наверно, о нравственной гибели личности. В этом смысле они одинаково трагичны. Раскольников объясняет это Соне: «Ты могла бы жить духом и разумом, а кончить на Сенной...»

Особенностью этого произведения является то, что Федор Михайлович Достоевский при раскрытии характеров отводит значительную роль описанию портретных характеристик. Вот один из портретных характеристик Сони: «Из толпы, неслышно и робко, протеснилась девушка, и странно было ее внезапное появление в этой комнате, среди нищеты, лохмотьев, смертей и отчаяния. Она была тоже в лохмотьях; наряд ее был грошовый, но разукрашенный по-уличному, под вкус и правила, сложившиеся в своем особом мире, с ярко и позорно выдающейся целью... Из-под... надетой по-мальчишески набекрень шляпки выглядывало худое, бледное и испуганное личико с раскрытым ртом и неподвижными от ужаса глазами», «замечательными голубыми глазами». А вот второй портрет: «Это было худенькое, совсем худенькое и бледное личико, довольно неправильное, какое-то востренькое, с востреньким маленьким носом и подбородком. Ее даже нельзя было назвать и хорошенькой, но зато голубые глаза ее были такие ясные, и когда они оживлялись, то выражение лица ее становилось такое доброе и простодушное, что невольно привлекало к ней».



 
А вот каким после убийства предстает Раскольников перед нами: «...очень бледен, рассеян и угрюм. Снаружи он походил как бы на раненного человека или вытерпливающего какую-нибудь сильную физическую боль: брови его были сдвинуты,- губы сжаты, взгляд воспаленный. Говорил он мало и неохотно, как бы через силу или исполняя обязанности, и какое-то беспокойство изредка появлялось в его движениях». Вот как отзывается в 1867 г. Н. Н. Страхов о романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»: «Раскольников не есть тип... это не есть тип нигилистической, но видоизменение того типа настоящего нигилиста, который всем более или менее знаком и который всех раньше и всех метче был угадан Тургеневым в его Базарове. ...Весь роман сосредотачивается около поступка, около того, как родилось и совершилось некоторое действие и какие повлекло за собою последствия в духе совершившегося. Так роман и называется; на нем надписано не имя человека, а название события, с ним случившегося. Предмет обозначен вполне ясно: дело идет о преступлении и наказании. ...Преступление вовсе не есть действие, характеристическое для личности Раскольникова; люди, в характеристику которых входит преступление, совершают дела этого рода гораздо легче и совершенно иначе. Раскольникову же просто довелось перенести на себе преступление; можно сказать, что оно с ним случилось и душа его отозвалась на него так, как отозвалась бы, вообще говоря, душа всякого человека... Раскольников есть истинно русский человек именно в том, что дошел до конца, до края той дороги, на которую его завел заблудший ум. Эта черта русских людей, черта чрезвычайной серьезности, как бы религиозности, с которую они предаются своим идеям, есть причина многих наших бед».





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Раскольников и Соня Мармеладова (по роману Ф М Достоевского «Преступление и наказание»). Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Преступление и наказание > Раскольников и Соня Мармеладова (по роману Ф М Достоевского «Преступление и наказание»)
Преступление и наказание

Преступление и наказание


Сочинение на тему Раскольников и Соня Мармеладова (по роману Ф М Достоевского «Преступление и наказание»), Преступление и наказание