СПОСОБЫ РАСКРЫТИЯ ВНУТРЕННЕГО МИРА ГЕРОЕВ В РОМАНЕ «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» - сочинение
Роман «Преступление и наказание», написанный в 1866 году, имел недолгую, но богатую предысторию. Непосредственно работу над романом Достоевский начал в 1865-м. Первоначально писатель задумывал вести повествование в произведении от первого лица, что способствовало бы более полному раскрытию внутреннего мира героя-рассказчика, однако не позволяло столь же широко обрисовать характеры и духовный мир других персонажей, а это не удовлетворяло Достоевского — одного из глубочайших психологов в истории русской литературы. Не случайно писатель обращается к традиционной для прозаических произведений форме повествования от третьего лица, подчиняя все части романа раскрытию внутреннего мира героев. Для воспроизведения духовного состояния персонажей Достоевский помещает их в состояние максимального духовного напряжения, что позволяет обнажить глубинные пласты человеческой психики. Между тем уже в первоначальных набросках характер и судьба главного героя мыслились Достоевским как соотнесенные с характерами и судьбами других лиц. Достоевский показывает мир «униженных и оскорбленных», город, где они живут, описывает обстоятельства их существования.
Раскольников внимательно присматривается к другим людям, сопоставляет свою судьбу с их судьбами и ищет решение собственных вопросов.
Таким образом, каждый герой, появляющийся в романе, входит в него под двойным знаком: он и самостоятельный характер, и одновременно является новой гранью в раскрытии психологического облика главного героя.
Так создается система двойников и антиподов, где основным средством психологического анализа становится антитеза: преступление — наказание; сытость — нищета; нравственная чистота — подлость; вера в добро — торжество зла в несовершенном обществе.
Внутренний мир человека противоречив, в нем прослеживается единство добра и зла, света и тьмы, что ярче всего отражается в образе главного героя.
Вместе с тем на его примере Достоевский показывает не только духовную эволюцию человека, сколько нравственные колебания между светом религиозного человеколюбия и дьявольским началом. Достоевского интересует непосредственный процесс перехода одного состояния в другое. Сопряженный со страданием, он тем не менее приносит герою некоторое наслаждение — от этого «мучительно-страшного» ощущения «ему... все приятнее и приятнее становилось». Будучи тонким психологом, Достоевский не мог не уделить подобным парадоксам человеческого сознания особое место.
Достоевский был одним из первых русских прозаиков, показавших неисчерпаемость и глубину человеческой души.
Одним из основных средств психологического анализа у Достоевского, как и у Толстого, являлись внутренние монологи-исповеди, однако у Достоевского исповедальное начало в значительной степени больше.
Внутренние монологи непосредственно характеризуют героев романа, их духовное содержание. Вместе с тем монологи в произведении несут особую сюжетно-композиционную нагрузку. Так, монологи Порфирия раскрывают перед читателями психологический механизм «убийства по совести».
Часть повествования о душевном состоянии героев Достоевский вкладывает в их собственные уста. Причем речь порой также носит аналитический характер. Так, Раскольников в беседе с Соней не только говорит о своем духовном разладе, но и пытается проанализировать причины убийства, совершенного им.
В романе не менее значима роль портретной характеристики героев, в которой особое место занимает описание взгляда.
Достоевский говорит о прекрасных голубых глазах Сони, сверкающих и гордых глазах Дуни, выделяет «прекрасные темные» глаза в портрете Раскольникова.
Во взгляде сосредоточено основное внутреннее содержание героев. И красота глаз — это не только символ духовной красоты человека, но и залог его будущего счастья.
Особое место Достоевский отводит описанию мимики, движениям человеческого лица. Герой, чьи черты не живы, уподоблен маске, как у Свидригайлова, — такой герой, по Достоевскому, обладает столь же закостенелым внутренним миром.
В портрете Свидригайлова автор выделяет яркие, но неживые цвета, и даже голубизна глаз героя вызывает внутреннюю неприязнь к нему, хотя голубой цвет для Достоевского был олицетворением чистоты нравственного содержания. Цветовая символика также является одним из средств художественно-психологического воздействия на читательское восприятие событий романа.
Действие разворачивается на фоне угнетающего и раздражающего желтого цвета, в который окрашены улицы Петербурга «униженных и оскорбленных». Желтый цвет входит в жизнь главных героев романа, влияет на их мироощущение.
Даже Нева в описании Достоевского приобретает темный, коричневый цвет, омутом затягивая в губительную стихию человеческие жизни, провоцирует на самоубийство.
«Желтые углы» Петербурга наполнены скрежетом и криками, детским плачем; душная атмосфера наполнена трактирной вонью и пылью. Угнетающие, сводящие с ума запахи и звуки неотделимы от Петербурга, создают психологически наполненный образ города с двориками-колодцами, с улицами, которые бедны и желты, где люди живут в убогих «каморках», более схожих с «гробом».
Этот город рождает в сознании человека ирреальные образы, такие, как мещанин, преследовавший «убивца» Раскольникова, неожиданно появляющийся и исчезающий в течение действия романа.
Делая попытку размыть грань между вещественным и фантастическим миром, Достоевский создает у читателя ощущение призрачности, погруженности в туман сомнений и неопределенности. Реальность переплетается с нереальными событиями, и порой трудно провести четкую грань между первым и вторым. Достоевский использует сходные художественно-изобразительные средства при описании как действительности, так и снов героев, чем добивается их взаимопроникновения.
В целом сон как сюжетно-композиционный элемент романа является отражением подсознания героя, передает истинное содержание образа.
Не случайно в романе именно Раскольников и Свидригайлов, два наиболее сложных характера романа, видят сны. С одной стороны, это сон Свидригайлова: баня, наполненная пауками, подобная внутреннему миру героя. С другой стороны, это первый сон Раскольникова. Но не только люди принимают участие в действии романа. Здесь важную роль играет и природная стихия: воздух, вода, земля, которые выступают то как дружественные силы, то как враждебные человеку.
Не случайно первый сон Раскольникову приснился вне душного каменного мешка его каморки, на мягкой зеленой траве — природа способствует проявлению лучших сторон духовного мира героя.
Вместе с тем самоубийство Свидригайлова происходит сырой, дождливой ночью, когда все силы природы словно взбунтовались против него.
Подобный мистический настрой Достоевский поддерживает использованием числовых и философских символов, освещающих глубинный смысл происходящего. Так, для писателя характерно использование числа «три» как важного элемента христианско-ре-лигиозной системы символов. Раскольников троекратно посещает Порфирия Петровича, а чтение Соней Евангелия главному герою романа происходит через три дня после убийства, что, соотносясь с притчей о воскрешении Лазаря, символизирует будущее возрождение Раскольникова.
Достоевский неоднократно повторяет этот символ в произведении, как и многие другие.
Автор прибегает к многочисленным повторам, каждый раз углубляя сходные ситуации. Так, образ мещанина, преследующего Раскольникова, несколько раз появляется в романе, и всякий раз состояние героя становится все более болезненным.
Подобный прием нагнетания атмосферы сходен с техникой музыкальных вариаций и лейтмотивов.
Художественный талант и способность тонко чувствовать внутренний мир окружающих позволили Достоевскому создать глубокий по своей философской и психологической наполненности роман, который занимает одно из виднейших мест в .истории русской национальной литературы.
Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений
Сохранить сочинение:
Сочинение по вашей теме СПОСОБЫ РАСКРЫТИЯ ВНУТРЕННЕГО МИРА ГЕРОЕВ В РОМАНЕ «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ». Поищите еще с сайта похожие.