А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сны Раскольникова и их художественная функция в романе Ф М Достоевского «Преступление и наказание» - сочинение

Глубокий психологизм романов Ф.М. Достоевского за­ключается в том, что их герои попадают в сложные, экст­ремальные жизненные ситуации, в которых обнажается их внутренняя сущность, открываются глубины психологии, скрытые конфликты, противоречия в душе, неоднознач­ность и парадоксальность внутреннего мира. Для отраже­ния психологического состояния главного героя в романе «Преступление и наказание» автор использовал разнооб­разные художественные приемы, среди которых немало­важную роль играют сны, так как в бессознательном со­стоянии человек становится самим собой, теряет все на­носное, чуждое и, таким образом, свободнее проявляются его мысли и чувства.

На протяжении практически всего романа в душе глав­ного героя, Родиона Раскольникова, происходит конфликт, и эти внутренние противоречия обусловливают его стран­ное состояние: герой настолько погружен в себя, что для него грань между мечтой и реальностью, между сном и действительностью смазывается; воспаленный мозг рождает бред, и герой впадает в апатию, полусон-полубред, поэто­му о некоторых снах трудно сказать, сон это или бред, игра воображения. Однако в романе также существуют яркие, четкие описания снов Раскольникова, -способствую- щие раскрытию образа главного героя, углублению пси­хологической стороны романа. Так, первый сон Расколь­ников видит незадолго до убийства, заснув в кустах в парке после «пробы» и тяжелой встречи с Мармеладовим. Сон также тяжелый, мучительный, изматывающий и не­обыкновенно богатый символами: Раскольников-мальчик , любит ходить в церковь, олицетворяющую небесное начало на земле, то есть духовность, нравственную чистоту и совершенство; однако дорога в церковь проходит мимо кабака, который мальчик не любит; кабак — это то жут­кое, мирское, земное, что губит в человеке человека. В сцене у кабака — убийстве беспомощной лошаденки тол­пой пьяных хулиганов — маленький Раскольников пыта­ется защитить несчастное животное, кричит, плачет; здесь видно, что по своей природе он вовсе не жесток, беспощадность и презрение к чужой жизни, даже животного, лошади, ему чужды и возможное насилие над человеческой личностью для него омерзительно, противоестественно. 

Знаменательно, что после этого сна Раскольников дол­гое время снов не видит, если не считать видения нака­нуне убийства — пустыня и в ней оазис с голубой водой; здесь используется традиционная символика цвета: голу­бой — цвет чистоты и надежды, возвышающий человека; Раскольников хочет напиться, значит, для него еще не все - потеряно, есть возможность отказаться от «эксперимента над собой». В еще более болезненном состоянии (в лихо­радке) герой слышит, как Илья Петрович якобы избивает квартирную хозяйку; но это скорее можно назвать слу­ховыми галлюцинациями или действительно бредом, если «честь повышенную температуру, нервное расстройство и общее раздраженное состояние Раскольникова.

Положение снов в ткани романа тонко продумано, оно позволяет автору сделать нужные акценты в нужных ме­стах. Так, второй сон Раскольников видит непосредствен­но перед приходом Свидригайлова, образа демонического и своеобразно олицетворяющего зло. Сон этот, как и пер­вый, кошмарный: старуха процентщица смеется в ответ на попытки Раскольникова убить ее. 



 
Достоевский нагне­тает, сгущает краски: смех у старухи «зловещий», гомон толпы за дверью явно недоброжелательный, злобный, на­смешливый; сон четко и достоверно отражает состояние взволнованной, отчаявшейся, мятущейся души героя, осо­бенно усилившееся после провала «эксперимента над со­бой». Раскольников оказывается не Наполеоном, не влас­телином, имеющим право с легкостью переступать через чужие жизни ради достижения своей цели; муки совести и страх разоблачения делают его жалким, и смех стару­хи - это смех и торжество зла над не сумевшим убить в себе совесть Раскольниковым. Последний сон главный герой видит на каторге, уже на пути к нравственному возрождению, глядя на свою тео­рию другими глазами. Этот сон можно трактовать по-раз­ному; здесь несомненны апокалиптические черты, описа­ние конца света как результата развития теории Расколь­никова (или скорее Лужина, потому что теория Лужина — гиперболизированно-гротескный вариант теории Расколь­никова). Так же четко прослеживается общение Достоев­ского с социалистами, в то время призывавшими к рево­люции как к единственно правильному выходу из сложив­шегося кризиса; писатель пророчески описывает ужасные последствия такого пути развития, при котором люди, за­раженные «язвой» — гордыней, не уважая и не замечая Других, начинают бороться за свои «права», пытаются ка­рабкаться наверх, считая свою теорию единственно вер­ной. В этом сне Раскольников смотрит на свою теорию по- новому, видит ее антигуманность и расценивает ее уже как возможную причину возникновения ситуации, угрожающей по своим последствиям. Таким образом, происходит пере­осмысление героем смысла жизни, изменение его мировоз­зрения, постепенное приближение к духовному совершен­ству - то есть совершается нравственное возрождение Рас­кольникова, трудное, болезненное, но все же очистительное и светлое, купленное ценой страдания, а ведь именно через страдание, по мнению Достоевского, человек монсет прийти к настоящему счастью. Многие русские писатели и до, и после Достоевского ис­пользовали сны как художественный прием, но вряд ли кто-либо из них смог так глубоко, тонко и ярко описать психологическое состояние героя посредством изображения его сна. Сны в романе имеют разное содержание, настро­ение и художественную микрофункцию (функцию в дан- ном эпизоде произведения), но общее назначение художе­ственных средств, использованных Достоевским в романе, одно: наиболее полное раскрытие основной идеи произве­дения — опровержения теории, убивающей в человеке че­ловека при осознании этим человеком возможности убий­ства им другого человека.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Сны Раскольникова и их художественная функция в романе Ф М Достоевского «Преступление и наказание». Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Преступление и наказание > Сны Раскольникова и их художественная функция в романе Ф М Достоевского «Преступление и наказание»
Преступление и наказание

Преступление и наказание


Сочинение на тему Сны Раскольникова и их художественная функция в романе Ф М Достоевского «Преступление и наказание», Преступление и наказание