А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Тема греха и покаяния в одном из произведений русской литературы 2 - сочинение


Тема греха и покаяния всегда интересовала умы людей, особенно в XIX веке, когда в обществе была сильна власть религии. К этой теме обратился и Достоевский в своем бессмертном романе «Преступление и наказание». Уже само название является своеобразным ключом к пониманию текста, так, преступление соотносимо с грехом, а наказание — с покаянием.

Обратившись к толковому словарю Ожегова, мы узнаем, что «грех — у верующих: нарушение религиозных предписаний, правил; предосудительный поступок», а «покаяние — добровольное признание в совершенном поступке, ошибке». Главный герой произведения Родион Романович Раскольников — вечный студент, который был «задавлен бедностью». В его уме зарождается теория, построенная на неравенстве людей, на избранности одних и унижении других. Чтобы проверить свою теорию в действительности и доказать себе, что он «право имеет», Раскольников замышляет убить старухупроцентщицу. В результате преступление, которое совершил Раскольников, — это низкое, подлое дело, с точки зрения самого Раскольникова. Но он совершил его сознательно, переступил через свою человеческую натуру, через самого себя. Накануне преступления Раскольникову снится сон, который можно назвать сном-«предупреждением»: не случайно Достоевский говорит о чрезвычайном сходстве с действительностью. Идея настолько глубоко проникла в душу Раскольникова, что, ужаснувшись себя самого («неужели ж я в самом деле возьму топор...»), герой, узнав, что завтра «в таком-то часу» старуха будет «одна-одинехонька», принимает окончательное решение. Старуха снится Раскольникову во второй раз, и во сне она смеется над ним. Религиозный философ Василий Розанов говорил об установлении чудовищной, мистической связи между покойной старухой и Раскольниковым. Мнение религиозного философа представляется мне очень точным и уместным, ибо основная идея романа теснейшим образом связана с Библией и воплощает главную заповедь христианства «Не убий!». Розанов считает, что, убив старуху, Раскольников «разбил отраженный лик Божий, пусть даже обезображенный его носителем».

Своим преступлением Раскольников вычеркнул себя из разряда людей, стал отверженным, изгоем. «Я не старуху убил, я себя убил», — признался он Соне Мармеладовой. Человеческая натура героя не принимает этого отчуждения от людей. Оказывается, человек не может жить без общения с людьми, даже такой гордый человек, как Раскольников. Поэтому душевная борьба героя становится все напряженнее и отчаяннее, она идет по множеству направлений, и каждое приводит в тупик. Раскольников по-прежнему верит в непогрешимость своей идеи и презирает себя за слабость, за бездарность, то и дело называет себя подлецом. Но в то же время он страдает от невозможности общения с матерью и сестрой, думая о них так же мучительно, как думает об убийстве Лизаветы. И он старается не размышлять, потому что если он начнет это делать, то непременно должен будет решить вопрос, куда же их отнести по своей теории — к какому разряду людей. По логике его теории они должны быть отнесены к «низшему» разряду и, следовательно, топор другого Раскольникова может обрушиться на их головы и на головы Сони, Полечки, Катерины Ивановны. Раскольников должен, по своей теории, отступиться от тех, за кого страдает. Должен презирать, ненавидеть, убивать тех, кого любит, а он не может этого пережить.

Ему невыносима мысль о том, что его теория сходна с теориями Лужина и Свидригайлова, он ненавидит их, но не имеет права на эту ненависть. «Мать, сестра, как люблю я их! Отчего теперь я их ненавижу?» Человеческая натура его здесь наиболее остро столкнулась с его нечеловеческой теорией. Но теория победила. И поэтому Достоевский как бы приходит на помощь человеческой натуре своего героя: в произведении есть два героя, которые борются за пробуждение нравственного чутья, то есть совести, в Раскольникове. Активно опровергает теорию Раскольникова Порфирий Петрович в ходе следствия по делу Алены Ивановны. Ему приходится познать характер подозреваемого, в это же время он знакомится с теорией Раскольникова. Чем далее заходит следствие, тем более выявляется факторов не в ее пользу. Неудача преступления есть провал теории. Относясь к разряду «низших» людей, Порфирий Петрович смог раскусить героя романа и благополучно завершить следствие. Также он способствовал полному искоренению теории из разума Раскольникова. Ход следствия и постепенного опровержения теории можно проследить по диалогам героя романа с Порфирием Петровичем.


 
Всего таких столкновений было три. Одним из основных предметов первого разговора была непосредственно теория. У Порфирия Петровича сразу же возникает множество вопросов, которые не теряют своей значимости, несмотря на то что следователь позднее признается: «Я тогда поглумился...» Вопросы эти таковы: «...чем же бы отличить этих необыкновенных-то от обыкновенных?», что произойдет, если возникнет путаница; «...много таких людей, которые других-то резать право имеют...? ... жутко-с, если уж очень-то много их будет...?». Надо заметить, что Раскольников постепенно сам теряет веру в свою теорию. Если в первом разговоре с Порфирием Петровичем он пробует разъяснить некоторые ее положения, то в последней их беседе Порфирий уверенно говорит, что Раскольников, наконец, избавился от нее: «А вы ведь вашей теории уже больше не верите...» Но даже в момент «чистосердечного признания» Раскольников еще не готов покаяться. Он является в контору и сознается в совершенном преступлении лишь под влиянием самоубийства Свидригайлова. С самого начала Раскольников и Свидригайлов показаны в романе как герои-двойники. Раскольников — это не просто преступник, а жертва своего же преступления. Душа его болела, отчего он никак не мог оправиться, пока не нашел в мире человека, способного понять его и помочь. Именно с появлением Сони в Раскольникове побеждает чувство жалости. Жалость охватывает его при мысли, что он «пришел мучить» Соню; он не хочет страдания, но хочет счастья. Особенно его поражает смирение, с которым она от него принимает страдание: «После службы Раскольников подошел к Соне, та вдруг взяла его за обе руки и приклонила к его плечу голову. Этот короткий жест поразил Раскольникова недоумением, даже странно было: «Как? Ни малейшего омерзения к нему, ни малейшего содрогания в ее руке! Это уж была какая-то бесконечность собственного уничижения... Ему стало ужасно тяжело». В сущности, отношение Сони к Раскольникову — это отношение Бога к человеку, т.е. всепрощение. Соня жалеет Раскольникова и именно поэтому прощает ему. Она вернула Родиона к истине, направила его на верный путь, помогла увидеть мир в иных цветах. Это и помогло Раскольникову обрести веру. Вся жизнь Сони Мармеладовой является самопожертвованием. Силой своей любви, способностью претерпеть любые муки она возвышает Раскольникова до себя, помогает ему превозмочь самого себя и воскреснуть. Эта героиня олицетворяет начало жалости для Раскольникова: «...Он вдруг увидел, что это приниженное существо до того уже принижено, что ему вдруг стало жалко. Когда же она сделала было движение убежать от страха, в нем что-то как бы перевернулось». В финале романа показан путь героя к нравственному очищению. Он кается на площади, отправляется на каторгу. Не случайно в эпилоге под подушкой Раскольникова оказывается Евангелие, которое он сам попросил у Сони незадолго до своей болезни. Как же Раскольников смог постичь ошибочность собственной теории и возродиться к новой жизни? Безусловно, он совершил преступление, жестокое преступление, но разве он не страдает из-за этого? Раскольников становится жертвой своего преступления: «Я себя убил, а не старушонку ». Хотя, согласно христианской морали, убитая старушонка, вызывающая чувство страха и отвращения, тоже имела право на жизнь, однако жизнь ее ничего не стоила. «Это была крошечная, сухая старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом и простоволосая» — вот так ее описывает Достоевский. Раскольников пришел к убеждению, что «на общих весах жизнь этой чахоточной, глупой и злой старушонки» значит «не более как жизнь вши», поэтому он решил избавить окружающих от безжалостной старухи. Достоевский, разумеется, не согласен с философией своего героя, и автор заставляет его самого в ней разувериться. Рассматривая с христианской точки зрения преступление Раскольникова, автор выделяет в нем в первую очередь факт преступления нравственных законов, а не юридических. Родион Раскольников — человек, по христианским понятиям являющийся глубоко грешным. Имеется в виду не грех убийства, а гордыня, нелюбовь к людям, мысль о том, что все — «твари дрожащие», а он, возможно, «право имеющий», избранный. Но самое главное, что в конце произведения Раскольников все-таки понял ошибочность своей теории и покаялся.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Тема греха и покаяния в одном из произведений русской литературы 2. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Преступление и наказание > Тема греха и покаяния в одном из произведений русской литературы 2
Преступление и наказание

Преступление и наказание


Сочинение на тему Тема греха и покаяния в одном из произведений русской литературы 2, Преступление и наказание