А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Тема сочинения Композиционное значение снов Раскольникова - сочинение




Для понимания идейного смысла романа Ф. М Достоевского «Преступление и наказание» очень важным является анализ композиции произведения, в частности таких ее элементов, как сны. Первый сон главного героя романа Родиона Романовича Раскольникова описывается в начале первой части произведения. Что же снится несчастному герою, так чутко и болезненно воспринимающему любые проявления несправедливости, жесткости, подлости, порочности современного ему общества? Достоевский описывает кошмар: маленький Раскольников идет с отцом на кладбище, на могилу младшего брата. Их путь лежит через кабак, возле которого стоит ломовая лошадь, запряженная в телегу. Из кабака выходит пьяный хозяин лошади и приглашает своих приятелей прокатиться. Старая лошадь не двигается с места, и Микола начинает бить ее кнутом, который затем меняет на лом. После нескольких ударов ломом Микола убивает лошадь, и маленький Родион бросается на него с кулаками.

Раскольников просыпается от ужаса, и пережитое во сне возвращает его к мысли о том, сможет ли он убить или нет; сможет ли избавить всех униженных и оскорбленных, воплощением которых становится жалкая кляча из его кошмара, от жестокости и порочности окружающего мира, олицетворением которого является пьяный возница Микола, Кошмарное видение тесно переплетается с не менее (если не более) ужасной и отвратительной действительностью, он выступает своеобразным толчком, вплотную приближающим героя к роковому решению — убийству старухи-процентщицы.
Во второй части романа Раскольникову, уже совершившему расправу над старухой (но также убившему ни в чем не повинную Лизавету) снова снится сон, переходящий в бред: на этот раз ему снится (или мерещится), что бьют хозяйку. С одной стороны, это видение можно воспринять как отражение подсознательного желания расправиться с еще одной «вошью» (как известно, Раскольников должен квартирной хозяйке приличную сумму денег, из-за чего вызывался в полицию); с другой — как страх перед будущим, которое, если следовать теории молодого героя, может превратиться в нечто ужасное.
Словно бы в ответ на глубокие внутренние переживания Родиона мать присылает ему деньги, на которые Раскольников выкупает у хозяйки вексель. Одна из проблем решена, но по сравнению с чудовищной драмой героя она кажется каплей в море.

В третьей части романа — снова кошмар. На этот раз Раскольникову снится, что старуха жива и смеется над ним. Он пытается убить ее, но со всех сторон люди, они и смотрят и молчат. В композиционном плане третий кошмар героя является продолжением его размышлений о «твари дрожащей», о том, что он «не человека убил», а «принцип», своеобразным подтверждением его догадок относительно слабости собственной натуры, неспособности перешагнуть через труп человека Кроме того, этот сон (а именно — описание смотрящих в молчании людей) предваряет появление в комнате Раскольникова Аркадия Ивановича Свидригайлова, своеобразного психологического двойника главного героя, который наблюдает за спящим Родионом.

Предвестником нравственного выздоровления, избавлением от мучительных сомнений и поисков ответов на вопросы о несостоятельности собственной теории становится для Раскольникова полусон, полубред, описанный в эпилоге романа: Родиону чудится, что весь мир должен погибнуть из-за болезни, будто есть микроб, точнее — духи, одаренные умом и волей, которые вселяются в людей, делая их бесноватыми и сумасшедшими, хотя зараженные считают себя умными и непоколебимыми в истине. Люди заражаются, начинают убивать друга друга, пожирать, как пауки в банке. После последнего кошмара Раскольников исцеляется — как физически, так и духовно, приближается к порогу, за которым — новая жизнь, в которой он, по совету Порфирия Петровича, станет солнцем.
Итак, в композиционном отношении сны Раскольникова играют важную роль: они способствуют предельной концентрации читателя на развитии сюжета, на описываемой автором системе образов; подготавливают к последующим эпизодам, многие из которых имеют огромное значение для понимания основной идеи романа.

Кроме того, введение в повествование таких элементов, как сны, имеет важное значение в художественно-изобразительном плане. Оно определяет психологизм в изображении главного героя романа Так, например, благодаря сну Раскольникова о пьяном вознице мы понимаем особенность душевного самочувствия героя, который в тот момент испытывал сильное отвращение к окружающей обстановке; пытался сопоставить нынешнее состояние с тем, какое будет у него после совершения преступления, воспринимаемого как нечто ужасное. Кто знает, если бы Раскольников прислушался тогда к своим ощущениям, то вряд ли бы оказался раздавленным ужасной трагедией, расколовшей надвое его сознание.

«Красота спасет мир…» - говорил Ф. М. Достоевский, имея в виду внутреннее содержание этого качества, некую гармонию, божественную истину. Отсюда и красивый поступок, по мысли писателя, должен отвечать Божьим заповедям, прежде всего, быть добрым.


 
Кто же из персонажей романа Достоевского поступал действительно красиво? Главный герой произведения – Родион Раскольников совершил много хороших дел. Он отзывчивый, добрый по натуре человек, который тяжело переживает чужую боль и всегда помогает людям, даже если это ставит под угрозу его дальнейшее существование. Так, рискуя жизнью, Раскольников спасает из огня детей. Свои последние деньги герой отдает Мармеладовым, увидев их бедственное положение. Раскольников пытается защитить пьяную девочку с К-го бульвара от пристающих к ней мужчин. Родион переживает за сестру, Дуню, стремится помешать ее браку с Лужиным, чтобы уберечь от унижения. Герой любит и жалеет мать, Пульхерию Александровну, старается не беспокоить ее своими проблемами. Я думаю, все это красиво и благородно. Хорошо и стремление героя помогать каждому, кто нуждается, восстанавливать правду и справедливость. Но беда Раскольникова в том, что он для выполнения столь глобальных целей выбрал совсем неподходящее средство. Герой решает установить социальную справедливость насильственным путём и объясняет это как «кровь по совести». Больное воображение измученного голодом и нищетой Раскольникова создает ужасную теорию, согласно которой все люди делятся на два разряда: «право имеющие» и «твари дрожащие». Гордый и самолюбивый герой причисляет себя к первым и хочет проверить это на практике. Из гуманных, как ему кажется, соображений Раскольников решается на преступление – хочет убить старуху-процентщицу, которая, по его мнению, мешает жить многим бедным людям, отбирая у них последние ценные вещи. Родион считает себя героем, он идет на низкое, черное дело, но ведь цель его светла, значит, она оправдывает злодейство. Однако вся красота поступка Раскольникова оказывается ложной. Достоевский, снимая с наполеоновского пьедестала своего героя, говорит нам, что не счастье людей волнует студента, а его занимает вопрос: «... вошь ли я, как все, или человек? Тварь ли я дрожащая или право имею...» Родион мечтает властвовать над людьми, так проявляется суть героя-индивидуалиста. Уязвимая гордость Раскольникова мучает его, и тогда он решается на убийство, чтобы бросить вызов окружающим и доказать себе, что он "право имеет". Рассматривая с христианской точки зрения поступок героя, автор выделяет в нем в первую очередь факт преступления нравственных законов, а не юридических. Родион Раскольников - человек, глубоко грешный. Имеется в виду даже не то, что он убийца, а его гордыня, нелюбовь к людям, мысль о том, что все - «твари дрожащие», а он, возможно, «право имеющий», избранный. В отличие от Раскольникова, истинно красивые поступки совершает Соня. Она жертвует собой ради близких людей, потому что любит их. Да, Соня - блудница, но у нее не было возможности быстро заработать деньги честным путем, а семья умирала от голода. Эта женщина губит себя, но душа ее остается чистой, потому что она верит в Бога и всем старается делать добро, любя и сострадая по-христиански. Я думаю, самый красивый поступок Сони – спасение Раскольникова. После убийства процентщицы Родион тяжело заболевает, так как очень страдает душой. "Я не старуху убил, я себя убил", - признался он Соне Мармеладовой. Отчуждение от людей мешает Раскольникову жить. Человеческая натура его не принимает этого. Оказывается, он не может жить без общения. Поэтому душевная борьба героя становится все напряженнее и отчаяннее, она идет по множеству направлений, и каждое приводит в тупик. Раскольников по-прежнему верит в непогрешимость своей идеи и презирает себя за слабость, за бездарность. Но в то же время он страдает от невозможности общения с матерью и сестрой, думая о них так же мучительно, как и об убийстве Лизаветы. Он уже старается не размышлять, потому что если начнет, то непременно должен будет решить вопрос, куда же родных отнести по своей теории - к какому разряду людей. По его логике они должны быть в "низшей" категории, и, следовательно, топор другого Раскольникова может обрушиться на их головы, и на головы Сони, Полечки, Катерины Ивановны. По своей теории герой должен презирать, ненавидеть, убивать тех, кого любит. Ему невыносима мысль о том, что его идея сходна с мыслями Лужина и Свидригайлова, он ненавидит их, и понимает, что не имеет на это права. "Мать, сестра, как люблю я их! Отчего теперь я их ненавижу?" Здесь человеческая натура его наиболее остро столкнулась с нечеловеческой теорией. Душа героя болела, пока он не нашел в мире человека, способного понять и помочь. Именно с появлением Сони в Раскольникове побеждает чувство раскаяния. Жалость охватывает его при мысли, что он "пришел мучить" подругу; ведь человек никогда не хочет страдания, но хочет счастья. Особенно героя поражает смирение, с которым эта женщина принимает от него страшную душевную боль: "… Раскольников подошел к Соне, та вдруг взяла его за обе руки и приклонила к его плечу голову. Этот короткий жест поразил Раскольникова недоумением, даже странно было: "Как? Ни малейшего омерзения к нему, ни малейшего содрогания в ее руке! Это уж была какая-то бесконечность собственного уничижения... Ему стало ужасно тяжело". В сущности, отношение Сони к Родиону - это отношение Бога к человеку, то есть милосердие. Героиня жалеет Раскольникова и именно поэтому прощает его. Она вернула Родиона к истине, направила его на верный путь, помогла увидеть мир в иных цветах. Это и помогло Раскольникову обрести веру, надежду, любовь. Вся жизнь Сони Мармеладовой является самопожертвованием. Силой своей любви, способностью претерпеть любые муки она возвышает Раскольникова до себя, помогает ему превозмочь свою греховную суть и воскреснуть. В действиях Сони Мармеладовой выражена вся красота человеческого поступка.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Тема сочинения Композиционное значение снов Раскольникова. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Преступление и наказание > Тема сочинения Композиционное значение снов Раскольникова
Преступление и наказание

Преступление и наказание


Сочинение на тему Тема сочинения Композиционное значение снов Раскольникова, Преступление и наказание