А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Теория Раскольникова и ее разоблачение в романе Ф М Достоевского «Преступление и наказание» - сочинение





Раскольников... является своеобразной личностью...на противоречиях своей натуры он строит оригинальную философию душевной жизни... его занимают не столько психологические процессы, сколько общественно-правовые отношения. В.Ф. Переверзев



 
Роман «Преступление и наказание» создавался в период увлечения русской общественной мысли различными социальными, экономическими и философскими теориями. Ф.М. Достоевского интересовали эти теории, так как он всегда задавался вопросом: имеет ли право человек совершить насилие в отношении себе подобных? Поставленная проблема нашла свое художественное решение в идеологическом, социально-философском романе через образ главного героя Родиона Раскольникова. Мысли его, преступление и судьба составляют стержень всего произведения. Гордый, своенравный, умный герой измучен и унижен нищетой, его раздражает грязь, зловоние окраин Петербурга, убожество снимаемой им каморки, больше похожей на шкаф, чем на квартиру. Противоречивость натуры Раскольникова подчеркнута говорящей фамилией и портретом: «...он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен...». Далее писатель сосредоточил внимание на его убогом наряде: «Он был до того худо одет, что иной... посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях». Вскоре читатель узнает, что Раскольников одержим какой-то навязчивой идеей. Нам становится известен ход мыслей юноши, который вотвот решится на убийство гадкой старушонки, так как она, по его мнению, приносит людям лишь зло. Раскольников считает, что, завладев деньгами процентщицы, разом решит все свои проблемы. С первых страниц романа убеждаешься, что писатель не согласен со своим героем. Он подвергает его различным испытаниям. Вспомним хотя бы мучительный сон Раскольникова, после которого тот понимает, что не сможет убить. Но искушение продолжается. Встреча с Мармеладовым, рассказавшим историю своих мытарств, письмо матери о предстоящем замужестве Дунечки — все это подтолкнуло юношу к совершению преступления. Картина убийства физиологически отвратительна. Жертвой душегубства стала не только омерзительная старуха, но и ее сестра Лизавета, добрая, несчастная женщина. Все дальнейшие события в судьбе героя: вызов в участок, тяжкая болезнь, приезд матери и сестры, знакомство с Соней — обнажают глубину ненависти и злобы, которые укоренились в душе Родиона. Одновременно с потрясающей жестокостью в Раскольникове уживаются и добрые чувства. Он не желает, чтобы Дунечка вышла замуж за мерзавца Лужина, он отдает последние деньги на похороны Мармеладова. Лучше других постиг сложную натуру Родиона его друг Разумихин: «Угрюм, мрачен, подменен и горд... Великодушен и добр... иногда просто холоден и бесчувственен... точно в нем два противоположных характера поочередно сменяются». Такая странность героя вскоре объясняется: он находится в плену у собственной теории, по которой «...люди разделяются на два разряда: на низший... служащий единственно для зарождения себе подобных и собственно на людей...». В бесчеловечной теории Раскольникова отразились его прежняя и нынешняя жизнь, характер и мировоззрение. Индивидуалистические взгляды героя заставили его жутким способом искать ответа на вопрос: «Тварь ли я дрожащая» или «право имею?». Убийство явилось испытанием себя, кто он — Наполеон или «вошь»? Достоевский своим романом развенчал теорию сильной личности. С одной стороны, писатель показывает, что взгляды Раскольникова внутренне связаны с убеждениями подлеца Лужина и развратника Свидригайлова, который считает, что человеку, наделенному деньгами и властью, «все позволено». С другой стороны, теории крайнего индивидуализма противопоставлена самоотверженность Сони Мармеладовой. Эта девушка проповедует смирение, всепрощение и любовь к ближнему. Она требует от Раскольникова принародного покаяния в содеянном: «...скажи всем, вслух: «Я убил!» Тогда Бог опять тебе жизни пошлет». Кроме того, теория Раскольникова в изложении следователя по особо важным делам Порфирия Петровича, затеявшего с юношей тонкую психологическую игру, звучит просто цинично. Но молодой человек вынуждает признать, что Порфирий Петрович в принципе правильно понял его давнюю статью на правовую тему, ведь Раскольников раньше учился на юридическом факультете университета и интересовался природой преступления. В эпилоге романа мы видим, как под благотворным влиянием Сони, последовавшей за осужденным преступником на каторгу, герой постепенно избавляется от своих заблуждений. Долгое время Раскольников винил себя не за убийство, а за признание в нем. Свое раздражение он вымещал на девушке, часто обижая ее. Постепенно взгляды юноши начали меняться. Достоевский убедительно показал, что Соню и Раскольникова чудесным образом «...воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для другого». В дальнейшем Раскольников станет на путь покаяния. Теперь этот процесс уже необратим: герой воскрес для новой жизни. По словам писателя, это будет «...история постепенного обновления человека». В романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский достиг высочайших вершин гуманизма. Разоблачив аморальность теории сильной личности, показав ее как бунт против Бога и его заповедей, писатель вынес суровый приговор обществу, где иссякли милосердие и сострадание, где юридические законы защищают права богатых. Миру зла и несправедливости, по убеждению Достоевского, должны противостоять смирение, всепрощение и жертвенная любовь.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Теория Раскольникова и ее разоблачение в романе Ф М Достоевского «Преступление и наказание». Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Преступление и наказание > Теория Раскольникова и ее разоблачение в романе Ф М Достоевского «Преступление и наказание»
Преступление и наказание

Преступление и наказание


Сочинение на тему Теория Раскольникова и ее разоблачение в романе Ф М Достоевского «Преступление и наказание», Преступление и наказание