А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Теория Родиона Раскольникова "твари дрожащие" и "право имеющие" - сочинение









Ф.М.Достоевский - величайший русский писатель, непревзойденныйхудожник- реалист, анатом человеческой души, страстный поборник идейгуманизма и справедливости. " Гениальность Достоевского, - писалМ.Горький, - неоспорима, по силе изобразительности его талант равен,может быть, только Шекспиру". Его романы отличаются пристальным интересом к интеллектуальнойи психической жизни героев, раскрытием сложного и противоречивого сознания человека. Роман Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание" - это произведение, посвященное истории того, как долго и трудно шла черезстрадания и ошибки мятущаяся человеческая душа к постижению истины. Для Достоевского, человека глубоко религиозного, смысл человеческой жизни заключается в постижении христианских идеалов любви кближнему. Рассматривая с этой точки зрения преступление Раскольникова,он выделяет в нем, в первую очередь, факт преступления нравственныхзаконов, а не юридических. Родион Раскольников - человек, по христианским понятиям являющийся глубоко грешным. Имеется в виду не грехубийства, а гордыня, нелюбовь к людям, мысль о том, что все - "тваридрожащие", а он, возможно, "право имеющий". "Право имеющий" использовать других как материал для достижения своих целей. Здесь вполне логично вспомнить строки А.С.Пушкина,напоминающих суть теории бывшего студента Родиона Раскольникова: Мы все глядим в Наполеоны: Двуногих тварей миллионы Для нас орудие одно. Грех убийства, по Достоевскому, вторичен. Преступление Раскольникова - это игнорирование христианских заповедей, а человек, который в своей гордыне сумел преступить, по религиозным понятиям способен на все. Итак, по Достоевскому, Раскольников совершает первое,главное преступление перед Богом, второе - убийство - перед людьми,причем как следствие первого. На страницах романа автор подробно исследует теорию Раскольникова, которая привела его в жизненный тупик. Теория эта стара, какмир. Взаимосвязь между целью и средствами, которые могут быть употреблены для достижения этой цели, исследовались давно. Иезуиты придумалидля себя лозунг: "Цель оправдывает средства". Собственно говоря, этовысказывание является квинтэссенцией теории Раскольникова. Не обладаянеобходимыми материальными возможностями, он решает убить старуху Алену Ивановну, ограбить ее и получить средства для достижения своих целей. При этом, однако, он постоянно мучается одним вопросом: имеет лион право на преступление юридических законов? Согласно его теории, онимеет право перешагнуть через иные препятствия, если исполнение егоидеи ("спасительной, может быть, для человечества") того потребует. Итак, "обыкновенный" или "необыкновенный" человек Раскольников? Этот вопрос его волнует более старухиных денег. Достоевский, разумеется, не согласен с философией Раскольникова, и автор заставляет его самого в ней разубедиться. Писатель следуеттой же логике, с помощью которой он привел Раскольникова к убийству.Можно сказать, что сюжет имеет зеркальный характер, сначала преступление христианских заповедей, потом убийство, сначала признание убийства, затем постижение идеала любви к ближнему, истинное раскаяние,очищение, воскрешение к новой жизни. Как же Раскольников смог постичь ошибочность собственной теории и возродиться к новой жизни? Так же, как сам Достоевский обрелсвою истину: через страдание. Необходимость, неизбежность страдания напути постижения смысла жизни, обретение счастья - краеугольный каменьфилософии Достоевского. Он не любуется им, не носится с ним, по выражению Разумихина, как курица с яйцом. Достоевский, веря в искупительную очищающую силу страдания, раз за разом в каждом произведении вместе со своими героями переживает его, достигая тем самым изумительнойдостоверности в раскрытии природы человеческой души. Проводником философии Достоевского в романе "Преступление инаказание" является Соня Мармеладова, вся жизнь которой - самопожертвование. Силой своей любви, способностью претерпеть любые муки онавозвышает Раскольниковад до себя, помогает ему превозмочь самого себяи воскреснуть. Философские вопросы, над разрешением которых мучился РодионРаскольников, занимали умы многих мыслителей, например Наполеона, Шопенгауэра. Ницше создал теорию "белокурых бестий", "суперчеловека",которым все позволено. Позднее она послужила основой для создания фашистской идеологии, которая, став господствующей идеологией третьегорейха, принесла неисчислимые бедствия всему человечеству. Поэтому гуманистическая позиция Достоевского, хотя и скованнаярамками религиозных воззрений автора, имела и имеет огромное общественное значение. Достоевский показал внутренний духовный конфликт героя: рационалистическое отношение к жизни ("теория о сверхчеловеке") вступает впротиворечие с нравственным чувством, с духовным "Я". А для того, чтобы остаться человеком среди людей, необходимо, чтобы победило духовное"я" человека.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Теория Родиона Раскольникова "твари дрожащие" и "право имеющие". Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Преступление и наказание > Теория Родиона Раскольникова "твари дрожащие" и "право имеющие"
Преступление и наказание

Преступление и наказание


Сочинение на тему Теория Родиона Раскольникова "твари дрожащие" и "право имеющие", Преступление и наказание