А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
УНИЖЕННЫЕ И ОСКОРБЛЕННЫЕ В РОМАНЕ Ф М ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» - сочинение


Каждое художественное произведение ценно прежде всего своей актуальностью, тем, как оно отвечает на важнейшие вопросы современности. Роман Достоевского «Преступление и наказание» — одно из величайших произведений мировой литературы, книга великой скорби. Поиски выхода из мира расчета и наживы в царство доброй правды — основная идея романа.

В страшных картинах нищеты, надругательства над человеком, одиночества, невыносимой духоты жизни предстает перед нами Петербург, город-гигант, поражающий фантастичностью своих контрастов, где человека на каждом шагу подстерегают социальные и материальные «тупики», порождающие нравственные конфликты и трагедии. Униженным и оскорбленным нет выхода из них. Безысходность — лейтмотив романа. Сцена знакомства Раскольнико-ва с Мармеладовым в трактире задает тон всему повествованию. «Понимаете ли вы, милостивый государь, что значит, когда некуда больше идти...» — так происходит знакомство с маленьким человеком, смешным в своей торжественно-витиеватой и «канцелярской» манере говорить, и сразу же роман поднимается на высоту трагической думы о судьбе человечества. Для героев Достоевского вообще характерен монолог как средство выражения своих мыслей, чувств. Исповедальный монолог Мармеладова окрашивает всю ситуацию в драматические тона.

«Некуда идти» и Катерине Ивановне, которую погубило невыносимое для ее честолюбивой натуры противоречие между прошлой, обеспеченной и богатой, жизнью и жалкой, нищенской настоящей.

Соня Мармеладова вынуждена торговать собой, чтобы прокормить больную мачеху и ее малолетних детей. Идея самопожертвования, отказа от себя, воплощенная в образе Сони, поднимает ее до символа всего страдания человеческого. Страдание сливалось для Достоевского с любовью. Соня — олицетворение любви к людям, именно поэтому она сохранила нравственную чистоту в той грязи, в которую бросила ее жизнь.

Тем же смыслом наполнен образ Дунечки, сестры Раскольнико-ва: она соглашается на ту же жертву, что и Соня, во имя любимого брата дает согласие выйти замуж за Лужина.

Лужин — классический тип буржуазного дельца, мерзавца, подло оклеветавшего беззащитную Соню, самовлюбленного тирана, унижающего людей, карьериста, скряги. И всем этим Дуня готова пренебречь.


 
Безнадежность, тупик толкают людей на моральные преступления против самих себя. Буржуазное общество ставит их перед выбором таких путей, которые по-разному, но обязательно ведут к бесчеловечности. «Сонечка Мармеладова, вечная Сонечка, пока мир стоит!» Какая тоска, боль за человечество слышатся в этом горьком раздумье Раскольникова! Он терзается сознанием полной безысходности, не находя в себе силы признать эту жизнь, примириться с ней, как это сделал Мармеладов. Вереницей проходят перед Раскольниковым картины унижения и оскорбления человека (эпизод на бульваре, сцена самоубийства женщины, бросившейся с моста, гибель Мармеладова). Для Достоевского характерна лаконичность в описании самых трагических событий. Он сразу переходит к анализу чувств и мыслей героев, их отношений к происходящему. Широкая, написанная могучей суровой кистью художника картина действительности показывает ту реальную почву, которая рождает мысли о преступлении в уме Раскольникова, человека, страстно и беспощадно осуждающего этот мир с его вопиющей социальной несправедливостью, страданиями и унижением. Само буржуазное общество, буржуазное сознание порождает идеи, подобные идее Раскольникова: убить, потому что «владыки» те, кого в этом обществе уважают; богачи, удачники, счастливцы не останавливаются ни перед чем во имя успеха. В сущности, в этой теории заключена идея буржуазного сверхчеловека, не признающего никаких нравственных ограничений, которому все дозволено. Второй вариант объяснения мотивов преступления Раскольникова — убийство одной ничтожной твари во имя жизни тысяч достойных существования людей — представляет собой характерную форму буржуазно-анархического протеста. Чудовищный «эксперимент» Раскольникова — убийство ростовщицы — должен дать ему ответ на вопрос: кто он сам? Принадлежит ли он к разряду людей «обыкновенных» или «необыкновенных»? Может ли он «переступить принцип»? Совершая преступление, Раскольников хотел убить принцип гуманизма, убить человечность, но не вынес мук разъединенности с людьми, ужаса, пустоты и нравственного одиночества, означающего смерть человеческой души. Напряженность психологического конфликта усугубляется субъективной трактовкой времени: оно может остановиться (как, например, в сцене убийства старухи) или лететь с лихорадочной быстротой, и тогда в сознании героя мелькают, как в калейдоскопе, лица, предметы, события. Еще одной особенностью является отсутствие последовательности, логичности в передаче чувств, переживаний героев, что тоже определяется их душевным состоянием. Часто автор, дабы усугубить восприятие происходящего, вводит в повествование «видения», галлюцинации, кошмары (сны Раскольникова, Свидригайлова). Все это усиливает драматизм происходящих событий, делает стиль романа гиперболичным. Но есть нечто более ужасное, что поражает. Это отсутствие просветления, какой-либо надежды на возможность выхода из создавшегося положения. Самый страшный «тупик» в том выводе, который делает сам автор: нет реального выхода из безмерных страданий человечества. Осудив «бунт» Раскольникова, Достоевский тем самым осуждает всякий социальный протест, а значит, и путь революционного преобразования действительности. В этом явное противоречие идейной позиции Достоевского. Автор отчетливо противопоставляет Раскольникова социалистам. Прогрессивная, демократическая критика (в частности, Писарев) со всей определенностью указала на полную чуждость Раскольникова и его «идей» передовой молодежи с ее убеждениями. В романе Достоевский оставляет победу не за сильным, умным и гордым Раскольниковым, а за Соней, видя в ней высшую правду: лучше страдание, чем насилие, — страдание очищает. Соня исповедует нравственные идеалы, которые, с точки зрения писателя, наиболее близки широким народным массам: идеалы смирения, всепрощения, молчаливой покорности. Но, несмотря на заблуждения автора, объективно «Преступление и наказание» содержит глубокую правду о невыносимости жизни в капиталистическом обществе, где царствуют Лужины и Свидригайловы с их лицемерием, подлостью, эгоизмом, а также правду, вызывающую не чувство безысходности, а непримиримую ненависть к миру лжи и лицемерия.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме УНИЖЕННЫЕ И ОСКОРБЛЕННЫЕ В РОМАНЕ Ф М ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ». Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Преступление и наказание > УНИЖЕННЫЕ И ОСКОРБЛЕННЫЕ В РОМАНЕ Ф М ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»
Преступление и наказание

Преступление и наказание


Сочинение на тему УНИЖЕННЫЕ И ОСКОРБЛЕННЫЕ В РОМАНЕ Ф М ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ», Преступление и наказание