А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Что же узнаем мы о герое Достоевского посредством речевой - сочинение


Речевая характеристика персонажей складывается из двух аспектов. Во-первых, из пояснений, которые даются самим автором сразу же после прямой речи и в которых речь персонажей характеризуется автором прежде всего с эмоциональной стороны. Например: «Э, черта еще этого недоставало,, — бормотал он, скрипя зубами, — нет, это мне теперь... некстати... Дура она, — прибавил он громко». Или Раскольников «проговорил нехотя и сурово». Или: «Это правда», — процедил Зосимов. «Врешь ты, деловитости нет», — вцепился Разумихин». Во-вторых, это собственно прямая речь: построение фраз, использование стилистически окрашенных слов, восклицания, междометия, повторы, типы обращений, использование различных частиц (типа -с: «Да, нумера-с», -то: «Алена-то Ивановна», -тко: «Приходите-тко» и т. д.).

В романе «Преступление и наказание» диалоги занимают центральное место. Именно в диалогах раскрываются характеры героев, их душевное состояние и мысли.
Важно то, что Достоевский высказывает свои мысли, свои идеи не через авторскую речь, а через речь своих героев. Он как бы проверяет истинность этих идей, заставляя своих героев вести «словесные поединки». Ведь роман Достоевского — это роман идей, и каждый герой является носителем определенной идеи, воплощением определенной темы.
Основная тема романа, как мне кажется, — борьба добра и зла. В диалогах Раскольникова с Свидригайловым проходит основное развитие идейной линии романа. Наиболее отчетливо идейная борьба проявляется в разговорах Порфирия Петровича и Раскольникова. Именно в речевой характеристике проявляется идея Порфирия и Раскольникова.

С Порфирием Петровичем Раскольников старается расчетливо и точно играть, но Порфирий, пожалуй, единственный персонаж романа, который до конца понимает Раскольникова. Порфирий пытается свести Раскольникова к его идеям. Достоевский три раза сталкивает Раскольникова и Порфирия. В первом диалоге происходит столкновение идей. Раскольников и Порфирий как бы изучают друг друга. Порфирий начинает понимать, что Раскольников близок ему, и пытается вызвать Раскольникова на откровенность, в то время как Раскольников, чувствуя, что Порфирий способен проникнуть в его тайну, стремится всеми силами «закрыться» и не дать Порфирию проникнуть в его идейный мир. Посмотрим, как это выражается в их речи.
Автор, характеризуя речь Порфирия Петровича, употребляет такие выражения, как: говорит «с умишкой», «смеясь», «спокойно». Это говорит о том, что Порфирий чувствует некоторое превосходство по отношению к Раскольникову, он внутренне спокоен, уравновешен и методично изучает своего собеседника. Эти характеристики автора подчеркиваются самим построением речи Порфирия: она в основном правильная, плавная. В то же время нельзя сказать, что она эмоционально нейтральная. В ней достаточно много восклицаний. Иногда даже она прерывается:

«— Да зачем же стулья-то ломать, господа, казне ведь убыток! — весело закричал Порфирий Петрович».
«— Пожалуйте-е, напротив, на-а-против! если бы вы знали, как вы меня интересуете! Любопытно и смотреть и слушать... и «, признаюсь, так рад, что вы изволили наконец пожаловать...»

Однако эмоциональность речи Порфирия какая-то наигранная. Он говорит подчеркнуто весело, раскованно, а на самом деле напряженно изучает Раскольникова. Своей веселостью он пытается, как мне кажется, усыпить бдительность Раскольникова и подтолкнуть его к непроизвольной откровенности. Его речь полна намеков, он как бы поддразнивает Раскольникова, пытаясь вывести его из равновесия.
«— И неужели в совершенном бреду? Скажите пожалуйста, — с каким-то особым жестом покачал головой Порфирий».

Иначе построена речь Раскольникова. Первое, что бросается в глаза, — это оценка Раскольниковым своих слов и слов собеседника. Почти все его высказывания, а также многие высказывания Порфирия сопровождаются внутренними репликами, в которых Раскольников как бы оценивает каждый отдельный шаг, отдельный этап беседы и прикидывает, как ему вести себя дальше.

«Хорошо ли? Натурально ли? Не преувеличение ли? — причитал про себя Раскольников». Или: «Знает! — промелькнуло в нем как молния». «Глупо! Слабо! Зачем я это прибавил!»
Эти внутренние реплики подчеркивают напряжение Раскольникова, его страх перед Порфирием. Внешняя речь также довольно напряженна и натянута. Раскольников не принимает веселый тон беседы, предложенный Порфирием. Он отвечает ему сдержанно, опасаясь произнести лишнее слово, иногда — видимо, когда напряжение достигает высшего предела, — Раскольников пытается его скрыть развязной речью.
«— Надоели они мне еще вчера, — обратился вдруг Раскольников к Порфирию с нахально вызывающей усмешкой...» Об огромном внутреннем напряжении свидетельствует неловкость речи Раскольникова: «— Как это вы так заметливы?.. — неловко усмехнулся было Раскольников...»

Борьба за идею, начавшаяся при первой встрече, продолжалась во второй встрече и завершилась в третьей признанием Раскольникова, то есть победой над ним Порфирия.
В последней встрече Порфирий снимает маску, в которой играл с Раскольниковым в предыдущих беседах. Он предлагает Раскольникову откровенный и серьезный разговор.
«— Я рассудил, что нам по откровенности теперь действовать лучше, — продолжал Порфирий Петрович, немного откинув голову и опустив глаза, как бы не желая более смущать своим взглядом свою прежнюю жертву и как бы пренебрегая своими прежними приемами и уловками, — да-а, такие подозрения и такие сцены продолжаться долго не могут».

Это находит отражение и в речи Порфирия. Она становится более сбивчивой и прерывистой, это подчеркивает искренность его слов. Раскольников в начале встречи продолжает все так же оценивать ход борьбы, мы видим все те же внутренние реплики, он говорит как бы с оглядкой, но, поняв, что Порфирий все знает, Раскольников замолкает, и их диалог превращается в монолог Порфирия, который лишь изредка прерывается репликами Раскольникова, показывая его реакцию на услышанное. Внутренние реплики Раскольникова на протяжении всего романа обращают внимание на одну особенность данного персонажа. Он не мыслит о явлениях, людях, а говорит с ними.
«Гм... Так, значит, решено уж окончательно: за делового и рационального человека изволите выходить, Авдотья Романовна...»

Именно поэтому в своей внутренней речи он нередко говорит за других, как бы споря с самим собой.

В тексте романа внутренняя речь героя занимает не меньшее, а, может, даже и большее значение, чем речь, обращенная к людям, поэтому мы можем сделать вывод, что для Раскольникова главным оппонентом является он сам.
Построение речи способно показать не только внутренний мир героя, раскрыть его идеи, душевное состояние, отношение к другим людям, но и показать или подчеркнуть какие-то иные черты, характеризующие личность, например умственное развитие, степень образования, социальное положение и т. д.

Ярким примером того, как речь характеризует умственное развитие человека, является короткая сцена у харчевни, в которой подчеркивается некоторая умственная отсталость Лизаветы.
Интересно, что Достоевский сначала характеризует персонаж, а потом иллюстрирует данную характеристику диалогом.
«Это была высокая, неуклюжая, робкая и смиренная девка, чуть не идиотка...»
«— Завтра? — протяжно и задумчиво сказала Лизавета, как будто не решаясь...»
«— Аль зайти?..»
«— Хорошо, приду, — проговорила Лизавета, все еще раздумывая, и медленно стала с места трогаться».
На живые и элементарные предложения мещанина Лизавета отвечала «протяжно, раздумчиво, как будто не решаясь».

 
Речь Сони подчеркивает ее набожность, смиренность перед Богом, верность религиозным принципам. «— С Полечкой, наверное, то же самое будет...» — говорит Раскольников. «— Нет! Нет! Не может быть, нет! — как отчаянная, громко вскрикнула Соня, как будто ее ножом ранили. — Бог, Бог такого ужаса не допустит». Соня очень боится, что Полечка может пойти по ее пути, но она верит, что Бог не допустит этого ужаса. Или: « — А тебе Бог что за это делает? — спросил Раскольников». Соня долго молчала, как бы не могла отвечать. «Молчите! Не спрашивайте! Вы не смеете!..» По-моему, в этих двух принципах очень ярко показано благоговение перед Богом. Также речь характеризует некоторых персонажей и с точки зрения их образованности. Например, Лужин. Он получает наслаждение от звука собственной речи. Говорит правильно, последовательно (разговор о молодежи), старается показать свою ученость: «...спешили отрекомендовать о своих познаниях...» Речь является важным показателем социального положения героев. Достоевский дает яркие социальные характеристики практически всех персонажей романа, и эти характеристики иллюстрируются их речью. Мармеладов говорит солидно, с достоинством. Маленький человек — тоже человек. Речь Лужина нарочно вежливая, высокомерная, подчеркивающая более высокое положение над Раскольниковым (из грязи в князи). Таким образом, анализ речи героев романа показывает, что речевая характеристика является одним из наиболее важных способов раскрытия внутреннего мира героев, их душевного состояния, социального положения, умственного развития и т. д. Достоевский умело пользуется этим приемом для написания портретов своих героев. Можно сказать даже, что он в ряде случаев предпочитает этот способ описательному и поэтому строит свой роман в форме развернутой системы диалогов, где внутренняя речь сочетается с внешней, в репликах уточняются отдельные черты героев и показано отношение автора к своим героям. Роман «Преступление и наказание» написан Достоевским после каторги, когда убеждения писателя приняли религиозную окраску. Поиски правды, обличение несправедливого устройства мира, мечта о «счастье человечества» сочетаются в Достоевском с неверием в насильственную переделку мира. Думая, что ни в каком устройстве общества не избегнуть зла, что душа человеческая всегда останется та же, что зло исходит из нее самой, Достоевский отвергает революционный путь преобразования общества и, ставя вопрос лишь о нравственном усовершенствовании каждого человека, устремляет свои взоры к Христу. Родион Раскольников и Соня Мармеладова – это два главных героя этого произведения. Именно их мировоззрение и составляет идейную часть романа «Преступление и наказание».Важнейшую роль в романе играет Соня Мармеладова. Именно она прежде всего олицетворяет собой правду Достоевского. Если одним словом определить натуру Сони, то это слово будет «любящая». Деятельная любовь к ближнему, способность отзываться на чужую боль (особенно глубоко проявившаяся в сцене признания Раскольникова в убийстве) делают образ Сони «идеальным». Именно с позиций этого идеала в романе и произносится приговор. Для Сони все люди имеют одинаковое право на жизнь. Никто не может добиваться счастья, своего или чужого, путем преступления. Грех остается грехом, кто бы и во имя чего бы его ни совершил. Личное счастье нельзя ставить себе целью. Человек не имеет права на эгоистическое счастье, он должен терпеть, и через страдание он достигает истинного, не эгоистического счастья. В эпилоге романа мы читаем: «Их воскресила любовь...»Человек, если он человек, чувствует ответственность не только за собственные поступки, но и за всякое зло, совершающееся в мире. Вот почему Соня чувствует, что и она виновата в преступлении Раскольникова, вот почему так близко к сердцу она принимает это преступление и разделяет вместе с «преступившим» его судьбу. Достоевский писал: «Соня - надежда, самая неосуществимая». Кротость Сони, ее сочувствие униженным, сострадание к ним - эти качества воспитаны в ней демократической средой. Именно Соне открывает Раскольников свою страшную тайну. Любовь Сони возродила Родиона, воскресила его к новой жизни. Это воскрешение выражается в романе символически: Раскольников просит Соню прочитать из Нового завета евангельскую сцену воскрешения Лазаря и смысл прочитанного соотносит с собой. Тронутый сочувствием Сони, Родион второй раз «идет к ней уже как к близкому другу, сам признается ей в убийстве, пытается, путаясь в причинах, объяснить ей, зачем он это сделал, просит ее не оставлять его в несчастье и получает от нее наказ: идти на площадь, целовать землю и каяться перед всем народом». В этом совете Сони как будто слышится голос самого автора, стремящегося подвести своего героя к страданию, а через страдание - к искуплению вины. Жертвенность, вера, любовь и целомудрие - вот качества, которые автор воплотил в Соне. Находясь в окружении порока, вынуждаемая жертвовать своим достоинством, Соня сохранила чистоту души и веру в то, что «нет счастья в комфорте, счастье покупается страданием, человек не родится для счастья: человек заслуживает свое счастье, и всегда страданием».И вот Соня, тоже «преступившая» и загубившая душу свою, «человек высокого духа», одного «разряда» с Раскольниковым, осуждает его за презрение к людям и не принимает его «бунта», его «топора», которым, как казалось Раскольникову, был поднят и во имя нее. Героиня, по мысли Достоевского, воплощает народное начало, русскую стихию: терпение и смирение, безмерную любовь к человеку и Богу. Поэтому столкновение Раскольникова и Сони, мировоззрение которых противопоставлено друг другу, очень важно. Идея «бунта» Родиона, по мысли Достоевского, - аристократическая идея, идея «избранного» - неприемлема для Сони. Только народ в лице Сони может осудить «наполеоновский» бунт Раскольникова, заставить его подчиниться такому суду и пойти на каторгу - «страдание принять».Соня надеется на Бога, на чудо. Раскольников с его злым, отточенным скепсисом уверен, что Бога нет и чуда не будет. Родион беспощадно раскрывает перед Соней тщетность ее иллюзий. Мало того, Раскольников даже говорит Соне о бесполезности ее сострадания, о безрезультатности ее жертв. Не позорная профессия делает Соню грешницей, а напрасность ее жертвы и ее подвига. «А что ты великая грешница, то это так, - прибавил он почти восторженно, - а пуще всего, тем ты грешница, что понапрасну умертвила и предала себя. Еще бы это не ужас... что ты живешь в этой грязи, которую так ненавидишь, и в то же время знаешь сама, что никому ты этим не помогаешь и никого ни от чего не спасаешь!» Раскольников судит Соню с иными весами в руках, чем господствующая мораль, он судит ее с иной точки зрения, чем она сама. Сердце героя пронзено той же болью, что и сердца Сони, только он - человек мыслящий, который все обобщает. Раскольников склоняется перед Соней и целует ей ноги. «Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился, - как-то дико произнес он и отошел к окну». Видя кротость Сони, Раскольников понимает, что она смиренна не по-рабски. Загнанная жизнью в последний и уже совершенно безвыходный угол, Соня и перед лицом гибели пытается что-то сделать. Она, как и Раскольников, действует по закону свободного выбора. Но, в отличие от Родиона, Соня не разуверилась в людях, она не нуждается в примерах, чтобы установить, что люди по природе своей добры и заслуживают светлой доли. Добра вся семья Мармеладовых, включая безвольного отца и Катерину Ивановну, толкнувшую ее на панель. Соня способна сострадать Раскольникову, так как ее не смущает ни физическое уродство, ни уродливость социальной судьбы. Она проникает «сквозь коросту» в суть людских душ. Видя злого, не спешит осуждать; героиня чует, что за внешним злом таятся какие-то неизвестные или непонятные причины, приведшие ко злу Раскольникова и Свидригайлова. Соня внутренне стоит вне денег, вне законов терзающего ее мира. Как сама, по своей воле, пошла она на панель, так сама же, по своей твердой и несокрушимой воле, она не наложила на себя рук. Перед Соней вставал вопрос о самоубийстве, - она обдумала его и выбрала ответ. Самоубийство, в ее положении, было бы слишком эгоистическим выходом - оно избавило бы ее от позора, от мучений, оно ее вызволило бы из зловонной ямы. «...Ведь справедливее, — восклицает Раскольников, - тысячу раз справедливее и разумнее было бы прямо головой в воду и разом покончить! - А с ними-то что будет? - слабо спросила Соня, страдальчески взглянув на него, но вместе с тем как бы вовсе и не удивившись его предложению». Мера воли и решимости у Сони была выше, чем это мог предположить Родион. Раскольников отринул путы старой морали, понимая, кому она выгодна и кого она связывает. Соня же была во власти старой морали, она признавала все ее догмы, все правила церковных прописей. Чтобы удержаться от самоубийства, ей нужно было больше стойкости, больше опоры на саму себя, чем для того, чтобы броситься «головой в воду». От воды ее удерживала не столько мысль о грехе, сколько «о них, своих». Соне разврат был горше смерти. В развивающемся романе между Раскольниковым и Соней огромную роль играет взаимное уважение и взаимная сердечная деликатность, столь резко отличающиеся от нравов того общества. Родион потому и смог признаться Соне в убийстве, что любил ее и знал, что и она его любит. Таким образом, в романе «Преступление и наказание» любовь - это не поединок отверженных, сведенных судьбой в единый союз и выбирающих, каким путем идти к общей цели - поединок двух правд. Наличие линий соприкосновения и линии единения делало борьбу Сони с Раскольниковым небезнадежной, и если Соня в самом романе, до его эпилога, не победила и не переродила Раскольникова, то она, во всяком случае, способствовала окончательному крушению его бесчеловечной идеи. Сочинение Достоевский Ф.М. - Преступление и наказание





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Что же узнаем мы о герое Достоевского посредством речевой. Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Преступление и наказание > Что же узнаем мы о герое Достоевского посредством речевой
Преступление и наказание

Преступление и наказание


Сочинение на тему Что же узнаем мы о герое Достоевского посредством речевой, Преступление и наказание