А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Петербург Ф И Достоевского (По роману «Преступление и наказание») - сочинение



Город — трагическая судьба чело­века. Город Петербург — есть при­зрак, порожденный человеком в его отщепенчестве и скитальчестве.
Н. Бердяев

К числу величайших творений Ф. И. Достоевского, ока­завших большое влияние на последующую мировую литературу, принадлежит роман «Преступление и нака­зание».

Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» называют еще «петербургским романом». Случайно ли это? Ведь о Петербурге писали Пушкин, Гоголь, Некрасов. Совсем иным представлен Петербург у Достоевского — это «самый фантастический» город. Он мрачен, угрюм, таин­ственен. Именно здесь совершает свое преступление Рас­кольников. Раскольников — студент-разночинец. Он жи­вет в Петербурге, в тесной каморке и исключен из уни­верситета до бедности. Раскольников — человек честный, не терпит лжи и фальши, а его нищета «открыла его ум и сердце страданиям миллионов».

Петербург у Достоевского не только место совершения преступления, но он и его соучастник. Только в этом го­роде у Раскольникова могла появиться «безобразная меч­та» — мысль о совершении убийства. Главный герой и го­род, в котором он живет, существуют вместе и неотдели­мы друг ОТ друга.

Причем в романе нет очень подробных описаний Пе­тербурга, лишь небольшие примечания, но они лишь уси­ливают контакт с духовным миром города.

Петербург холоден. «Необъяснимым холодом веяло» на Раскольникова, когда он стоял на мосту и рассматривал городскую панораму: «духом немым и глухим полна была для него эта пышная картина...»

Особый акцент во внешний облик Петербурга вносят запахи и цвета: «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу...» Все это действует на людей отрицательно, усиливая и обостряя их болезни. Но больны у Достоевского не толь­ко люди: кто нравственно, кто физически, болен и Петер­бург.

И характерный цвет болезни — желтый. Он у Досто­евского навязчив и раздражителен. Например, обои жел­того цвета, мебель из желтого дерева в комнате старухи- -процентщицы, желтая комнатушка Раскольникова, лицо Мармеладова, перстень с желтым камнем у Лужина. У Порфирия Петровича в кабинете мебель тоже из желтого дерева. Использованные писателем детали отра­жают напряженную и безысходную атмосферу, в кото­рой вынуждены жить его герои. Она несет в себе нечто зло­вещее, как бы нагнетая и предвещая трагические собы­тия.

 
Писатель проводит читателей через «грязные и вонючие» дворы, по узеньким, залитым помоями лестни­цам, по комнатам, где едва мерцает огарок свечи. Здесь живут его герои, люди бедные, «униженные и оскорблен­ные». Но Петербург город не ТОЛЬКО людей бедных, НО и го­род людей сытых, деловых, «хозяев» жизни — мелких и крупных хищников. Они ничем не гнушаются. «Темные» Делишки у мошенника Коха: он скупает просроченные вещи у старухи-процентщицы; у купца Юшина, сдающе­го дешевые номера. Можно то же сказать о Луизе Ива­новне, Дарье Францевне, которые просто торгуют женщи­нами. ЬИ совсем другой тип дельца, более крупного, ловкого дан Достоевским в образе Лужина. Совершенно отверженным чувствует себя среди богатых особняков, людей обеспеченных, разряженных женщин бедный студент Раскольников. Это его на потеху прохо- жих стегнул кнутом кучер богатой коляски, когда он чуть не попал под ее колеса на мосту. Раскольникову боль­ше нравится другая часть Петербурга — Сенная пло­щадь. Здесь он чувствует себя спокойнее, да и красота тут другая: «Я люблю, как поют под шарманку в холод­ный, темный и сырой осенний вечер, непременно В сырой, когда у всех прохожих бледно-зеленые и больные лица; или, еще лучше, когда снег мокрый падает, совсем пря­мо, без ветру, знаете? А сквозь него фонари с газом бли­стают...» Где-то поблизости произошли трагические события романа: коляской раздавлен несчастный Мармеладов, умирает его чахоточная вдова — истекает кровью на улице, застрелился Свидригайлов. Эти уличные сцены — допол­нительный фон, созданный Достоевским, на котором и развертывается непростая жизнь Раскольникова, Сони, Мармеладова. Достоевский, описывая историю двух семей — Раскольниковых и Мармеладовых, представляет нам их невыносимые страдания, ведущие к падению человека, их крайнюю степень отчаяния. Вот в таком мире нищеты, отчаяния и страданий и родилась безумная мысль Раскольникова, созрел его индивидуалистический протест. Трагизм событий усиливает мрачность пейзажа: темные углы, грязные распивоч­ные. Роман полон контрастами света и тени. Его самые трагические эпизоды происходят в трактирах, на грязных и душных улицах города, что подчеркивает глухоту страшного мира и его безразличие к человеческой боли и страданию. Усиливает действие в романе и стихия: атмосфе­ра, вода, земля. Раскольников перед убийством не может дышать, задыхается в душном и пыльном городе, в своей тесной каморке, похожей на гроб. Самоубийство Свидри- гайлова происходит дождливой ночью, когда человек пе­реполнен страданиями, а природа залита водой и «готова выйти из берегов». Достоевский, исследуя трагические противоречия про­исходящего, приводит читателя к великому открытию: рассеиваются ложные теории сознания своей исключитель­ности, исчезает презрение к людям перед величием и ЧИС­ТОТОЙ истинной любви к людям. Писатель осуждает порядки общества, выступает про­тив них. Такие порядки ведут и толкают людей на смерть,а разврат и убийства, поэтому Петербург Достоевского жесток и безжалостен, да он и не может быть иным.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Петербург Ф И Достоевского (По роману «Преступление и наказание»). Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Преступление и наказание > Петербург Ф И Достоевского (По роману «Преступление и наказание»)
Преступление и наказание

Преступление и наказание


Сочинение на тему Петербург Ф И Достоевского (По роману «Преступление и наказание»), Преступление и наказание