А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сочинение изложение по повести В Г Распутина "Прощание с Матёрой" - сочинение

Повесть В.Г. Распутина “Прощание с Матёрой” (1976) - одно из самых значительных, вершинных произведений деревенской прозы. Конкретная жизненная ситуация (затопление деревни-острова из-за строительства гидроэлектростанции, переселение людей на новые земли) приобретает обобщенно-символическое значение. Жанр повести определяется исследователями как философская притча. О судьбе родины, всей земли, некой моделью которой и является Матёра, с тревогой размышляет писатель. Недаром возникает столько ассоциаций со словом Матёра: материк (земная твердь), мать-сыра земля, мать, матерый (здоровый, крепкий) народный уклад жизни. “Это произведение на мировую тему, - считает Д.С. Лихачев, - ибо тема отношения к родным местам интересует всех во всем мире”.

Старики прощаются с Матёрой как с живым существом. Уход ее осмысляется как вмешательство неразумной человеческой воли в естественный ход вещей, в разумное жизнеустройство. С исчезновением Матёры разрушается и гармония человеческих отношений, ибо нарушено единство человека, общества и природы. Уход Матёры равносилен концу света. Но все это очевидно только для старух, старика Богодула и самого автора. Особенно тяжело переживает происходящее Дарья Пинигина, “самая старая из старух”, главный “резонер” повести. Она “видит на память” всю историю Матеры, и читатели смотрят ее глазами, постепенно вживаясь в пространство острова. Образ Дарьи, пожалуй, самая большая удача Распутина, он уникален по своему драматическому психологизму и философичности.

Пафос философии Дарьи - в обращении к предкам, которые жили и умерли, чтобы подготовить жизнь новых поколений, оставили им свой духовный опыт. Она болеет душой за весь свой род, поэтому осквернение родовых могил матёринцев “нечистью” из санэпидстанции становится для Дарьи и других старожилов Матёры подлинной психологической травмой. По их мнению, это признак полного одичания человека. Действительно, не нами начинается жизнь на земле и не нашим уходом заканчивается; как мы относимся к предкам, так и к нам будут относиться потомки. Распутин устами своей Дарьи ведет разговор о важнейших вещах - сохранении памяти, корней, традиций. Память Дарьи не смыть водами Ангары. Она даже избу свою, в которой многие поколения предков жили, а она лишь временная хозяйка, провожает в последний путь, как живую, отмывая и беля в последний раз.


 
Писатель показывает, как от поколения к поколению связи с Матёрой ослабевают. Пятидесятилетний сын Дарьи Павел уже не уверен, правы ли старики в своей яростной защите острова, а его сын Андрей ведет с бабкой спор о техническом прогрессе. В дальнейшем существовании острова он не видит толку и согласен отдать его “на электричество”, тем самым отрекаясь от своей родины и объединяясь с чужими, “официальными лицами”, для которых жители Матёры - “граждане затопляемые”. Писатель не против прогресса, но его настораживает то, что за ним теряется человек. По словам С. В. Переваловой, в устах Дарьи звучит материнская тревога и боль за человеческую душу, деформированную техногенной цивилизацией. Героиня видит, что уже не машины служат людям, а люди - машинам, и предостерегает: “Себя вы и вовсе скоро растеряете по дороге”. Фантастика и символика необычайно органичны в этой реалистической повести. Любимые герои Распутина способны видеть то, что необъяснимо никакой логикой. Поражают прозрения Дарьи - ее встреча со своим родом, с “многовековым клином” предков, на острие которого она себя видит. Остров оберегает маленький, молчаливый, но с выразительным взглядом диковинный зверек, живущий в земле, - Хозяин Матёры. Другая опора острова - царский листвень, которым, согласно легенде, “крепится остров к речному дну, одной общей земле, и покуда стоять будет он, будет стоять и Матёра”. Ни топоры, ни огонь “чужих людей” не берут гордое дерево, некий природный корень жизни. Хозяин острова и листвень олицетворяют силы самой природы. Вспоминает писатель и известную русскую легенду о невидимом граде Китеже: Дарье кажется, что, подобно ему, “снялась, улетела Матёра”, не поддавшись разрушителям. Наконец, в финальном эпизоде интересны библейские реминисценции - всемирный потоп и Ноев ковчег, каковым становится барак Богодула. Распутин заставляет читателей “оглянуться на самих себя, вспомнить, с какой Матёры каждый из нас”.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Сочинение изложение по повести В Г Распутина "Прощание с Матёрой". Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Прощание с матерой > Сочинение изложение по повести В Г Распутина "Прощание с Матёрой"
Прощание с матерой

Прощание с матерой


Сочинение на тему Сочинение изложение по повести В Г Распутина "Прощание с Матёрой", Прощание с матерой