А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Тема русской деревни в современной отечественной прозе (по повести В Распутина «Прощание с Матерой») - сочинение


Распутин — писатель, пришедший в литературу с произведениями, затрагивающими проблему нравственности. Эта проблема главная в его творчестве. Распутин работал в разных жанрах: его рассказ «Уроки французского» — уроки человеческой доброты для читателя; роман «Живи и помни» также затрагивает проблему нравственности. Наиболее важное место в творчестве Распутина занимала публицистика 60—70-х годов. Эти годы — время великих строек в стране. В СССР идет строительство ГЭС на Ангаре и Енисее, Байкало-Амурской магистрали, обсуждается грандиозный план поворота северных рек — Лены, Енисей и Оби — на юг. По прорытым каналам эти реки должны были потечь в район Прикаспия, чтобы пополнить обмелевшее Каспийское море. Одним словом, в стране было общее настроение грандиозных планов по преобразованию природы. В это время резким диссонансом прозвучал голос Распутина, Астафьева, С. Залыгина и некоторых других писателей, выступавших со статьями, в которых протестовали против этих планов. Эти писатели выступали за спасение Байкала, уникального озера с чистейшей водой и уникальной фауной, на берегу которого был построен целлюлозно-бумажный комбинат, сбрасывающий свои сточные воды в Байкал и отравляющий все живое. Таким образом, публицистику Распутина можно назвать «экологической ». Спасение Байкала, спасение северных рек, спасение природы — вот что волнует писателя.

Экологическая публицистика Распутина сыграла свою роль: план поворота северных рек на юг был отменен, на Байкале построили очистительные сооружения. Конечно, проблема Байкала не решена полностью. Однако экологическая публицистика все равно является самым заметным и самым действенным жанром в творчестве Распутина. Она связана своей проблематикой с его художественными произведениями. Повесть «Прощание с Матерой» была написана в 1976 году. Это был тот год, когда строились ГЭС на Ангаре и Енисее. Строительство ГЭС предполагает строительство плотины на реке, при этом береговые районы, лежащие выше по течению, подлежат затоплению. Однако у большинства людей строительство ГЭС вызывало восторг: открывались перспективы получения дешевой энергии, освоения богатств Сибири; кроме того, эти стройки свидетельствовали о мощи СССР, могуществе человека, о его господстве над природой. Даже Твардовский в своем произведении «За далью — даль» описывает плотину на Енисее и восторгается ею. Распутин в повести «Прощание с Матерой» описывает события, связанные со строительством ГЭС на Ангаре: остров Матера подлежит затоплению, для жителей уже построены специальные поселки на берегу. Практически вся молодежь уехала на берег, и лишь упрямые старухи не хотят покидать остров, на котором они прожили столько лет. В этом и заключается основная сюжетная линия повести, а по этому короткому пересказу мы понимаем, что Распутин не разделяет восторгов по поводу строительства новой ГЭС и заставляет читателя задуматься. Какие ассоциации вызывает название Матера? Матерый, материк, материнство? Матера — деревня старая, и в ее имени есть материнство и матерость, заложенное умом чувством народа в это название.

Главные герои этой повести — «старинные старухи» с типичными русскими именами и фамилиями: Дарья Васильевна Пинигина, Катерина Зотова, Настя Карпова, Сима. Наиболее колоритному персонажу, похожему на лешего, дано полусимволическое имя Богодул. У всех героев за плечами трудовая жизнь, прожитая ими по совести, в дружбе и взаимопомощи. Из этого ряда особенно выделяет автор Дарью Пинигину. Ее сын и внук уже переселились в прибрежный поселок, а она не может покинуть свой дом. Нагляднее всего столкновение нетерпеливого сегодня и опытного прошлого видно во внешне спокойных, но готовых сорваться в жестокий спор беседах Дарьи с вернувшимся из армии внуком Андреем. Напор молодого человека так понятен, правда его как будто очевидна: «Пока молодой, надо, бабушка, все посмотреть, везде побывать. Что хорошего, что ты тут, не сходя с места, всю жизнь прожила?» И как замечательно, как глубоко, может, еще и не по разуму Андрея отвечает ему старуха: «Я мало видала, да много жила. Не че мне довелось смотреть, я до-о-олго на него смотрела, а не походя, как ты». И в этом «до-о-олго смотрела» заключается основа великого, несуетливого народного опыта и народной мысли. Распутин также показывает, что для Дарьи и других старух дом — не только место для жилья. Это одушевленная предками часть их жизни. Дважды расскажет Распутин, как прощаются с домом, с вещами сначала Настасья, а потом Дарья.



 
Глядя на это прощание, слушая разговоры старух, можно понять, что им действительно дорого, чем они дорожат. Очень показателен в этом отношении эпизод на кладбище. Все эти старухи просто не могут себе представить, что оно будет затоплено, а гробы всплывут. Эти старухи ощущают связь с предыдущим поколением, поэтому им и дороги u1084 могилы, которые являются олицетворением этой связи. Проблема связи поколений одна из основных в повести. Все обитатели Матеры привыкли к естественному ритму жизни, они дорожат взаимными симпатиями и, конечно, понимают, что жить будут разобщенно. В прибрежных поселках не будет того духа общности, который был на острове. В произведении обозначился конфликт — противостояние между старухами и теми архаровцами, которых прислали сжечь кресты на кладбище и приготовить остров к затоплению. В этом конфликте противопоставлены друг другу нравственная и безнравственная позиции. Бесспорно, эти архаровцы — люди баз нравственности, готовые тупо выполнять любой приказ. В произведении присутствует система символов, наиболее важны символические образы Хозяина и царского лиственя. Оба этих образа олицетворяют силы природы, те, с которыми матеровцы жили в гармонии, пока не пришли архаровцы. Символично и то, что листвень не поддался рубке, а пока стоит он, стоит и Матера. Для Распутина важна и речь его героев. Если речь стариков и старух выразительна, образна, а речь Павла и Андрея — литературно правильна, но сбивчива, то Воронцов и ему подобные говорят рублеными, не порусски построенными фразами. Из всего этого можно сделать вывод, что старики и старухи являются положительными героями Распутина. И наоборот, архаровцы и внук Дарьи — то, что ему враждебно. У них нет связи ни с прошлым, ни с силами природы. Произведение имеет открытый финал, читатель сам волен додумать то, что будет дальше. Катер, в котором были Воронцов, Павел и Петруха, заблудился в тумане, они не знают, что с ними будет. Символика этой зарисовки очевидна: мы потеряли путь в тумане. Распутин поднимает в своем произведении многие проблемы. Одна из них — проблема отношений человека и природы, однако неточно называть эту проблему проблемой экологии. Рассматривая проблему русской деревни, человека и природы, Распутин людей, живущих в гармонии с природой, противопоставляет людям — разрушителям. Для автора важно, что все обозначенные им проблемы рассматриваются как нравственные. С этими проблемами у Распутина связана проблема отношения к прошлому. Ощущают ли люди свои корни? Распутин противопоставляет стариков и архаровцев, которые готовы сжечь — даже кресты. После «Прощания с Матерой» Распутиным была написана повесть «Пожар». Эта повесть сюжетно непосредственно не связана с событиями, описанными в «Прощании с Матерой», но связана с ними идейно: на берегу горит поселок, построенный для переселенных островитян. И им не жалко того, что горит. Напротив, они все пытаются растащить. И только сторож старается спасти то, что еще не сгорело. Островитяне потеряли нравственность потому, что их вырвали с островов, на которых они столько прожили. Произведение Распутина гораздо глубже, чем кажется на первый взгляд. Распутин поднимает в своем произведении еще один, очень глубокий и трагический вопрос: что нам несет цивилизация? И автор конкретизирует этот вопрос: строительство ГЭС — это добро или зло? Каковы последствия крушения русской деревни ради прогресса? Распутин поставил вопрос человечеству, и это еще одна проблема его произведения: рост цивилизации и тот урон, который он наносит природе и нравственности. Финал повести предстает перед читателем в новом свете: в тумане заблудился катер человеческой мысли. Из всего этого можно сделать вывод, что произведение Распутина является глубоко философским и ставит вопросы, затягивающие нравственность прогресса, нравственность цивилизации и нравственность человека.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Тема русской деревни в современной отечественной прозе (по повести В Распутина «Прощание с Матерой»). Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Прощание с матерой > Тема русской деревни в современной отечественной прозе (по повести В Распутина «Прощание с Матерой»)
Прощание с матерой

Прощание с матерой


Сочинение на тему Тема русской деревни в современной отечественной прозе (по повести В Распутина «Прощание с Матерой»), Прощание с матерой