А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Импрессионизм и роман Марселя Пруста «В поисках потерянного времени» - сочинение


Импрессионизм (от франц. impression - впечатление) - художественное направление, основанное на принципе непосредственной фиксации впечатлений, наблюдений, сопереживаний. Импрессионизм развивается в последней трети XIX - в начале XX века. Сначала он возник во французской живописи: в 1874 году в Париже среди других произведений экспонировалась картина Клода Моне «Впечатление. Восход солнца» («Impression. Soleil levant»).

А в 1877 году группа художников (К. Моне, О. Ренуар, К. Писсарро, Дега, А. Сислей) «добровольно» принимает название «импрессионисты» и начинает издавать журнал «Импрессионизм». Под воздействием импрессионизма в живописи вскоре появляется импрессионизм в скульптуре (О. Роден), музыке (М. Равель, К. Дебюсси, О. Скрябин, И. Стравинский), театре (А. Шницлер, Гофмансталь). В конце XIX столетия импрессионистический стиль охватывает также и литературу. В ней он не составляет отдельную школу, как в живописи, однако принципы и средства импрессионизма используют в своем творчестве писатели разных стран. Черты импрессионизма присущи французским художникам слова П. Верлену, С. Малларме, братьям Гонкурам, позднему Г. Мопассану, Прусту; норвежскому автору К. Гамсуну, англичанам О. Уайльду, Дж. Конраду, Р. Л. Стивенсону; австрийским писателям П. Альтенбергу, А. Бару, А. Шницлеру. В русской литературе импрессионистическую образность применяли прозаики А. Чехов, И. Бунин, Б. Зайцев, поэты И. Анненский, К. Бальмонт.


 
Тесную связь с импрессионистической живописью можно наблюдать в творчестве Михаила Коцюбинского. Недаром украинский писатель называет свои новеллы акварелями, образками, этюдами. М. Коцюбинский отмечал, что его интересует мысль об изображении мира природы с помощью «цветного лексикона». «Общая цветная стихия», считал он, способствует «образованию гармоничного целого с психологией момента действия». На помощь слову всегда приходят краски. Образы произведений М. Коцюбинского пластичные, но «зримые», благодаря тому, что писатель пытается воспроизвести действительность путем важнейшего использования всевозможных чувственных впечатлений. В своем очерке «На крыльях песни» он отмечал, что звуки песни, которые касались его ушей, ложились перед ним красками, рисовали ему со странной яркостью целые образы. В целом характерной чертой творчества Коцюбинского, по словам Евгения Федоренко, является «тонкая фиксация впечатлений, лаконичность высказывания, глубокий лиризм, ритмичность и плавность языка, мастерство описаний природы и глубинный психологический анализ». То есть черты, присущие импрессионизму. «Писательская импрессионистическая изысканность, - утверждает Е. Федоренко, - показывается в… тонкости психологического проглядывания во все душевные движения и все то, которое творит силу восприятия красок самого изображения». Импрессионистическая образность, которая призвана находить и фиксировать микродинамику внутреннего душевного мира, используется писателями, которые принадлежат к разным направлениям. Она является признаком творчества неоромантиков (Дж. Конрад, Р. Л. Стивенсон), натуралистов (Г. Мопассан, брать Е. и Ж. Гонкуры), реалистов (И. Бунин, М. Коцюбинский). Но особенно насыщенной импрессионистическими чертами становится литература символизма (поэзия П. Верлена, С. Малларме, P. M. Рильке, К. Бальмонта, драматургия О. Уайльда, М. Метерлинка, проза А. Шницлера). Говоря о поэзии Поля Верлена, Г. Косиков правильно считает, что французского поэта правильнее было бы назвать не символистом, а импрессионистом. «Поэзия Верлена, - отмечает Г. Косиков, - импрессионистическая потому, что, разрушая пределы между субъективным и объективным, духом и плотью, высоким и низким, отказываясь от рационально морального отношения к действительности, она полно отдается фиксации непосредственных, мгновенных впечатлений, «душа» и «пейзаж» одинаково теряют определенность, размытая линия начинает господствовать над четким контуром, оттенок - над однотонностью цвета, а светотень - над светом и тенью». Техника импрессионизма широко используется также в модернистском романе XX века. Классическим образцом здесь является многотомный роман Марселя Пруста «В поисках потерянного времени». Импрессионизм лежит в основе прустовского творческого метода. Сквозь призму эфемерных субъективных впечатлений персонажей романов Пруста превращается внешний мир с его связями, логикой, последовательностью. Хрестоматийным примером личностного впечатления от реальности является прустовское изображение Венеции. Итальянский город воспроизводится в цикле романов М. Пруста несколько раз, и каждый раз он появляется совсем другим, потому что изменяется настроение и взгляд героев, изменяется впечатление. В импрессионистичных произведениях в целом впечатление сливается с настроением, какое это впечатление вызывает. Художник-импрессионист пытается породить у читателя (зрителя, слушателя) подобное собственному настроение, «заразить» им. И сегодня импрессионистические средства и приемы открывают незаурядные творческие возможности перед художником. Они открывают путь личностному подходу к явлениям жизни. «Мои личные переживания - признавалась Ольга Кобылянская, - играли немалую роль в моих писаниях». Художник, который применяет в своем творчестве элементы поэтики и стилистики импрессионизма, должен осознавать, что фундамент импрессионизма, по словам Л. Андреева, это «всегда «пейзаж души», всегда «мгновенная» реальность, лирический дневник без сюжета и без героя, циклы статических картин при динамике воспринимающего чувства, это «музыка прежде всего», это «капелька поэзии вместо моря прозы».





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Импрессионизм и роман Марселя Пруста «В поисках потерянного времени». Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Пруст > Импрессионизм и роман Марселя Пруста «В поисках потерянного времени»
Марсель Пруст

Марсель  Пруст


Сочинение на тему Импрессионизм и роман Марселя Пруста «В поисках потерянного времени», Пруст