А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Краткое содержание «Путешествие из Петербурга в Москву» - сочинение


Автору «Путешествия» одинаково дороги и путешественник, и «сочувствователи» его, и рассказчики: это, по сути дела, единомышленники Радищева, его друзья, помогающие донести до читателя основные темы и идеи его произведения. Автобиографические черты рассеяны по всему произведению так, что устами путешественника и его собеседников, а иногда и путников говорит сам Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву» как бы вырастает из громадного жизненного опыта и знаний Великого мыслителя, Гражданина, Борца. Потому и невозможно отделить фигуру путешественника от самого Радищева и, пользуясь методом мнимой «диалогичпости», пытаться сравнивать разные главы книги с целью противопоставить их одну другой, одни будто бы как «либеральные», а другие - «революционные». Путешественник Радищева - это художественный автопортрет, который, отделившись от его создателя, стал литературным типом гуманиста в самом высоком смысле этого слова.

«Путешествие из Петербурга в Москву» - это цельное сочинение, написанное одним автором, в одном ключе, оно лишено каких-либо противоречий и смешений. Это совершенное произведение словесного искусства XVIII в. с революционным содержанием. Имеющиеся в «Путешествии» отрицательные образы помещиков-крепостников, мучителей крестьян, чиновников, вельмож и самого царя принадлежат единой художественной ткани произведения; они составляют как бы некое сбалансированное единство с положительными образами «Путешествия». Каждый из образов представляет определенный человеческий характер, как бы стоящий на одной из ступеней громадной социальной лестницы от крепостного до царя. Каждый из этих образов органически связан с темами и идеями революционной книги и служит средством их художественного выражения.

    * Главных тем в произведении три:
    * обличение крепостничества,
    * обличение самодержавия,
    * признание неизбежности народной революции.

Композиция «Путешествия из Петербурга в Москву» представляет собой внутреннюю взаимосвязь, мотивированность всех компонентов повествования. Композиция «Путешествия» проявляется в постепенном диалектическом раскрытии названных выше трех основных тем и идей произведения посредством повествования и изображения характеров людей, с которыми встречается путешественник по дороге из новой столицы в старую. Впрочем, почти каждая глава произведения имеет вспомогательную тему, подчинённую и созвучную трем главным темам. Так, например, в главе «София» рассказывается о русской народной песне как выражение национального характера, в главе «Тосна» - о родословий Юшрянства, в гдаве «Любанй» - об угнетении крестьян, в главе «Чудово» - о городе как «жилище тигров»; в главе «Подберезье» - о недостатках просвещения, в главе «Новгород» - об упадке торговли вольного в прошлом города, в главе «Валдай» - о падении нравов, в главе «Вышний Волочек» - о каналах и шлюзах, о дорогах. В строительстве которых государство не заинтересовано, в главе «Торжок» - о свободе от цензуры, в главе «Тверь» - о поэзии, в главе «Городня» - о рекрутской повинности, в главе «Клин» - о народных песнях и т. д.

Самую важную роль в идейном содержании «Путешествия» играют две главы - «Спасская Полесть» и «Тверь», в которых наиболее ярко изобличается самодержавно-крепостнический строй России и обосновывается необходимость народной революции.

 
Эпиграф к «Путешествию» - «Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй» - взят Радищевым из восемнадцатой песни поэмы В. К. Тредиаковского «Тилемахида» (1768), которая, в свою очередь, представляет стихотворную переделку романа французского писателя Ф. Фенелона «Приключения Телемака» (1699). Роман был задуман как «урок царям». Телемак, сын Одиссея, спускается в ад и видит там мучения злых царей. В качестве наказания царям преподносят два зеркала: зеркало Лести и зеркало Истины. В первом из них они видят себя такими, какими их при жизни изображали придворные льстецы, во втором - такими, какими они были на самом деле, т. е. более ужасными, чем стоглавая Лернейская гидра и трехглавый пес Цербер. В радищевском эпиграфе объединены оба чудовища в одно. Имя его - российское самодержавие и крепостничество, обличаемые в книге. Метод «двух зеркал» прямолинейно использован в главе «Спасская Полесть». В остальных главах «Путешествия» повествование ведется как бы в двух планах - внешнем и внутреннем. Поведение людей (внешнее) объясняется с точки зрения их социальной и человеческой сущности (внутренней). В этом смысле метод «двух зеркал» становится как бы художественным методом писателя. Начав с рассказов об отдельных злоупотреблениях чиновников и помещиков (в главах «София», «Тосна», «Любани», «Чудово» и др.) и о безнаказанном нарушении ими законов, Радищев задает вопрос, почему это происходит. И отвечает: такова самодержавно-крепостническая система государства, «стоглавого чудища» («Спасская Полесть», «Новгород»). Отрубить головы «чудищу» может только народная революция («София», «Зайцово», «Тверь» с одой «Вольность», «Городня»). Потому народ является главным героем произведения Александра Радищева. Интересы и чаяния народные, жизни и судьбы простых людей,- стонущих под гнетом крепостников-помещиков и российского самодержавия, находятся в центре внимания автора книги. Тему наррда Писатель решает на большом историческом материале современной ему России, которую путешественник видит как бы из окна своего экипажа, останавливаясь в пути на станциях и разговаривая с попутчиками или случайными встречными. «Путешествие» - не публицистический трактат, а художественное сочинение, потому и основные средства выражения его идей - это образы, человеческие характеры. Их писатель строит в соответствии со своей этической системой взглядов. Будучи сам человеком высоких нравственных качеств, Радищев в «Беседе о том, что есть сын Отечества» полагал, что истинному сыну отечества подобает быть честным, благонравным и благородным. В главе «Зайцово» Радищев устами судьи Крестьянкина рассказывает об одном помещике, который выслужился при, дворе царя из истопников в коллежские асессоры, приобрел, деревню с крестьянами и «зрел себе повелителем нескольких сотен себе подобных. Сие вскружило ему голову… Он себя почел чина, крестьян почитал скотами, данными ему… Оп был корыстолюбив, копил деньги, жесток от природы, вспыльчив, подл, а потому над слабейшими его надменен. Из сего судить можешь, как он обходился с крестьянами. Они у прежнего помещика были на оброке, он их посадил на пашню, отнята у них всю землю, скотину всю у них купил по цене, какую сам определил, заставил работать всю неделю на себя, а дабы они не умирали с голоду, то кормил их на господском дворе, и то по одному разу в день, а иным давал из милости месячину. Случилось, что мужики его для пропитания на дороге ограбили проезжего, другого потом убили. Он их в суд за то не отдал, но скрыл их у себя, объяви правительству, что они бежали, говоря, что ему прибыли не будет, если крестьянина его высекут кнутом и сошлют в работу за злодеяние. Если кто из крестьян что-либо украл у него, того он сек как за леность или за дерзкой или остроумной ответ, но сверх того надевал на ноги колодки, кандалы, а на шею рогатку… Крестьяне не выдержали такого жестокого обращения и расправились с помещиком. Поводом послужило очередное насилие помещика и его сыновей над крестьянской девушкой, расправа с ее женихом и отцом жениха. Терпению крестьян пришел конец. «Они окружили всех четверых господ, и коротко сказать, убили их до смерти на том же месте. Толико ненавидели они их, что ни один не хотел миновать, чтобы не быть участником в сем убийстве, как то они сами после призналися». Дворянский суд занял классовую позицию в этом деле, он покарал «убийц поневоле», приговорив их к вечной каторге.





Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Краткое содержание «Путешествие из Петербурга в Москву». Поищите еще с сайта похожие.

Сочинения > Путешествие из Петербурга в Москву > Краткое содержание «Путешествие из Петербурга в Москву»
Путешествие из Петербурга в Москву

Путешествие из Петербурга в Москву


Сочинение на тему Краткое содержание «Путешествие из Петербурга в Москву», Путешествие из Петербурга в Москву